Последний месяц осени уже принёс и ещё принесёт много нового в жизнь автомобилистов как в Москве, так и по всей России. Собрали главные нововведения в одной статье. Не забудьте добавить её в закладки!
Электронный ПТС
С 1 ноября на все ввозимые в Россию автомобили будут выписывать электронные, а не бумажные паспорта транспортных средств (ПТС). Их же, по желанию (или по необходимости — например, в случае утери), смогут получить и собственники, у которых на руках есть документы старого образца. Однако ретроградам важно учесть: при получении электронного паспорта бумажный будет аннулирован.
Ещё одно важное нововведение: сама таможня больше не будет оформлять паспорта транспортных средств. Этим займутся специальные организации, перечень которых опубликован на сайте министерства промышленности и торговли России. Причём в реестр включены организации, находящиеся на территории как РФ, так и других стран-участниц ЕАЭС: в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении будут действовать такие же ПТС, как у нас.
Управляет всем этим хозяйством «Системы электронных паспортов» от госкорпорации Ростех. На официальном сайте этой компании можно будет получить сведения о том или ином автомобиле, а также выписку из ЭПТС. Для этого необходимо будет знать VIN-номер машины. Услуга — платная. Стоимость — 250 рублей. Оформление ЭПТС также стоит денег — 600 рублей. Бумажный паспорт обойдётся на 200 рублей дороже.
На момент написания этого материала в России оформлено 1 425 072 ЭПТС, в Белоруссии — 1970, а в Казахстане, Армении и Киргизии — ни одного.
Оформление ДТП через смартфон
Теперь оформлять аварии без сотрудников ГИБДД и даже без заполнения мелким шрифтом «простыни», которая называется «Извещение о ДТП», а лишь с помощью приложения на смартфоне, можно по всей России. 1 ноября 2019 года в экспериментальном режиме система заработала в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане, а первого ноября 2020-го её раскатили на всю Россию.
Оформлять таким образом ДТП можно только в том случае, если в аварии не более двух участников, нет пострадавших и не причинён ущерб третьим лицам. Как и прежде, нужно будет составить схему аварии и сделать фотографии. Все сведения передаются в страховую компанию через приложение «Помощник ОСАГО» (доступно для iOS и Android), разработанное Российским союзом автостраховщиков и Банком России.
Однако важно учесть, что для оформления аварии таким образом оба участника должны быть застрахованы по ОСАГО и зарегистрированы на портале Госуслуг. Без учётной записи подписать электронное извещение не получится: придётся вызывать на место сотрудников ГИБДД.
Запрет проезда по выделенным полосам
Это нововведение коснётся только московских автомобилистов и вступит в силу 7 ноября. Именно с этого дня проезд по всем выделенным полосам в городе будет полностью запрещён для всех, кроме общественного транспорта, такси, автомобилей коммунальных и экстренных служб, а также велосипедистов. До этого момента по большинству столичных «выделенок» можно было ездить всем автомобилям в нерабочие дни (государственные выходные и праздники).
Штраф за выезд на полосу для общественного транспорта составляет 3000 рублей. Городские службы уже занимаются демонтажом висевших по всему городу табличек, извещающих о разрешении выезжать на выделенки в нерабочие дни.
Камеры против телефонов и непристёгнутых ремней
Ещё одно столичное нововведение: комплексы фото- и видеофиксации нарушений в Москве смогут выявлять использование телефона во время вождения и езду без пристёгнутого ремня безопасности. Помогать камерам будут искусственный интеллект и нейросети. К тестам системы приступили ещё в начале 2020 года, и, как уверяют в столичном Дептрансе, её научили функционировать почти безошибочно.
Однако контролировать правильность вынесения штрафа всё же станут живые инспекторы. Более того, спорные и сомнительные ситуации будут трактоваться в пользу автомобилиста. При этом штраф за телефон выпишут не только, когда он находится у уха водителя, но и когда тот просто держит его в руках. Штраф за такое правонарушение составит 1500 рублей. За непристёгнутый ремень накажут на 1000 рублей.
На начальном этапе работы системы такие штрафы будут выписывать всего восемь (из почти трёх тысяч) дорожных камер. Где они располагаются и в какой именно день начнут рассылать письма за очень важные переговоры и борьбу с натёртостями от ремней, в Дептрансе не уточнили.
Маркировка шин
Маркировка шин — пожалуй, одно из самых незаметных новшеств для широкой публики. С её помощью автомобилисты смогут узнать, какие покрышки им пытаются продать: новые и качественные или, например, восстановленные. Согласно постановлению правительства от 31 декабря 2019 года, эти правила начали действовать с 1 ноября.
Маркировка — это уникальный код, который наносится на этикетку, приклеенную к покрышке. Проверить его подлинность можно при помощи мобильного приложения «Честный ЗНАК», которое доступно для iOS и Andorid.
«Маркировка — это уникальный цифровой паспорт каждой шины. Она подтверждает, что маркированная шина легальная, сертифицированная, не восстановленная из старой. А значит, это гарантия безопасности на дороге и легальности», — пояснил информагентству ТАСС Кирилл Волков, руководитель товарной группы «Шины» Центра развития перспективных технологий.
В Минпромторге отмечают, что маркировка покрышек не должна сказаться на их стоимости. По подсчётам ведомства, нанесение кода на этикетку обойдётся в два-два с половиной рубля.