Найти в Дзене
Евгений Орехов

Запреты, новшества и штрафы: что изменилось для водителей с ноября 2020 года

Оглавление

Последний месяц осени уже принёс и ещё принесёт много нового в жизнь автомо­билистов как в Москве, так и по всей России. Собрали главные ново­введения в одной статье. Не забудьте добавить её в закладки!

Электронный ПТС

С 1 ноября на все ввозимые в Россию автомобили будут выписывать электронные, а не бумажные паспорта транспортных средств (ПТС). Их же, по желанию (или по необходимости — например, в случае утери), смогут получить и собственники, у которых на руках есть документы старого образца. Однако ретроградам важно учесть: при получении электронного паспорта бумажный будет аннулирован.

Ещё одно важное нововведение: сама таможня больше не будет оформлять паспорта транспортных средств. Этим займутся специальные организации, перечень которых опубликован на сайте министер­ства промышлен­ности и торговли России. Причём в реестр включены организации, находящиеся на терри­тории как РФ, так и других стран-участниц ЕАЭС: в Бело­руссии, Казах­стане, Киргизии и Армении будут действовать такие же ПТС, как у нас.

Управляет всем этим хозяйством «Системы электронных паспортов» от госкорпорации Ростех. На официальном сайте этой компании можно будет получить сведения о том или ином автомобиле, а также выписку из ЭПТС. Для этого необходимо будет знать VIN-номер машины. Услуга — платная. Стоимость — 250 рублей. Оформление ЭПТС также стоит денег — 600 рублей. Бумажный паспорт обойдётся на 200 рублей дороже.

На момент написания этого материала в России оформлено 1 425 072 ЭПТС, в Белоруссии — 1970, а в Казахстане, Армении и Киргизии — ни одного.

Оформление ДТП через смартфон

Теперь оформлять аварии без сотрудников ГИБДД и даже без заполнения мелким шрифтом «простыни», которая называется «Извещение о ДТП», а лишь с помощью приложения на смартфоне, можно по всей России. 1 ноября 2019 года в экспери­менталь­ном режиме система заработала в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленин­градской области и Татар­стане, а первого ноября 2020-го её раскатили на всю Россию.

Оформлять таким образом ДТП можно только в том случае, если в аварии не более двух участников, нет пострадавших и не причинён ущерб третьим лицам. Как и прежде, нужно будет составить схему аварии и сделать фото­графии. Все сведения передаются в страховую компанию через приложение «Помощник ОСАГО» (доступно для iOS и Android), разработанное Российским союзом автостраховщиков и Банком России.

Однако важно учесть, что для оформления аварии таким образом оба участника должны быть застрахо­ваны по ОСАГО и зареги­стриро­ваны на портале Госуслуг. Без учётной записи подписать электронное извещение не получится: придётся вызывать на место сотрудников ГИБДД.

Запрет проезда по выделенным полосам

Это нововведение коснётся только московских автомо­билистов и вступит в силу 7 ноября. Именно с этого дня проезд по всем выделенным полосам в городе будет полностью запрещён для всех, кроме общественного транспорта, такси, автомо­билей коммунальных и экстренных служб, а также велоси­педистов. До этого момента по большин­ству столичных «выделенок» можно было ездить всем авто­мобилям в нерабочие дни (государ­ственные выходные и праздники).

Штраф за выезд на полосу для общественного транспорта состав­ляет 3000 рублей. Городские службы уже занимаются демонтажом висевших по всему городу табличек, извещающих о разрешении выезжать на выделенки в нерабочие дни.

Камеры против телефонов и непристёгнутых ремней

Ещё одно столичное нововведение: комплексы фото- и видео­фиксации нарушений в Москве смогут выявлять исполь­зование телефона во время вождения и езду без пристёгнутого ремня безопас­ности. Помогать камерам будут искус­ственный интеллект и нейросети. К тестам системы приступили ещё в начале 2020 года, и, как уверяют в столичном Дептрансе, её научили функционировать почти безошибочно.

Однако контролировать правиль­ность вынесения штрафа всё же станут живые инспекторы. Более того, спорные и сомнитель­ные ситуации будут тракто­ваться в пользу автомо­билиста. При этом штраф за телефон выпишут не только, когда он находится у уха водителя, но и когда тот просто держит его в руках. Штраф за такое право­нарушение составит 1500 рублей. За непри­стёгнутый ремень накажут на 1000 рублей.

На начальном этапе работы системы такие штрафы будут выписывать всего восемь (из почти трёх тысяч) дорожных камер. Где они распо­лагаются и в какой именно день начнут рассылать письма за очень важные пере­говоры и борьбу с натёрто­стями от ремней, в Дептрансе не уточнили.

Маркировка шин

Маркировка шин — пожалуй, одно из самых незаметных новшеств для широкой публики. С её помощью автомо­билисты смогут узнать, какие покрышки им пытаются продать: новые и каче­ственные или, например, восстанов­ленные. Согласно постановлению правитель­ства от 31 декабря 2019 года, эти правила начали действовать с 1 ноября.

Маркировка — это уникальный код, который наносится на этикетку, приклеенную к покрышке. Проверить его подлинность можно при помощи мобильного приложения «Честный ЗНАК», которое доступно для iOS и Andorid.

«Маркировка — это уникальный цифровой паспорт каждой шины. Она подтверждает, что маркиро­ванная шина легальная, сертифи­цированная, не восстанов­ленная из старой. А значит, это гарантия безопас­ности на дороге и легаль­ности», — пояснил информ­агентству ТАСС Кирилл Волков, руково­дитель товарной группы «Шины» Центра развития перспективных технологий.

В Минпромторге отмечают, что маркировка покрышек не должна сказаться на их стоимости. По подсчётам ведомства, нанесение кода на этикетку обойдётся в два-два с половиной рубля.