Делюсь исключительно собственным опытом и своими размышлениями. У читателей может быть абсолютно другой жизненный опыт и отношение к данной проблеме.
Из детского дома в семью Иван попал, когда ему было 4,5 года. Не то, чтобы он совсем не разговаривал, нет. Он изъяснялся какими-то непонятными звуками и словами, проглатывал первые слоги. На фоне огромного рахитозного живота, недобора веса и общего отставания в развитии - это выглядело даже несколько гармонично. В первые месяцы Иван набирал по сантиметру в рост, вес тоже прибавлялся, но не такими темпами. А вот речь так и осталась непонятной с искаверканными звуками и словами, проглатыванием целых слогов. В 5 лет ничего особо не изменилось. Ребёнка понимала только я, логопеды особого вклада в развитие речи не внесли. Уже сейчас я понимаю, что в семье сын проживал свою жизнь начиная с 0, то есть он жил в том периоде, который не смог прожить полноценно в своей кровной семье, а затем в детском доме. Это называется адаптацией.
Для меня проблема безграмотности в начальной школе была очевидна, ведь если человек не проговаривает звуки, теряет где-то целые слоги и неправильно строит предложения, о какой грамотности может идти речь. К слову сказать, правильными и "умными" фразами сын стал щеголять только к концу первого класса. Знаете, как у маленьких детей, они копируют слова и фразы своих родителей, а в ответ на положительные эмоции родственников, повторяют это вновь и вновь. Пройдя определённый период адаптации в первом классе и впитав всё плохое и хорошее от своих одноклассников, Иван начал изъясняться в несвойственной ему манере. Особенно смешно было слышать от него интонацию и фразы учителя: "Думать нужно". " Олух царя небесного". , " Это слово так слышится, а писать его надо по-другому". Эти фразы произносились с видом нобелевского лауреата и были обращены ко мне, когда мы учили уроки. В душе я ухахатывалась, но понимала, что это как игра "в дочки-матери" или "в магазин", это нужно просто пережить. Кроме того, сын стал в обычной речи проговаривать слова по слогам, расставляя ударения. Конечно, это полностью заслуга учителя.
Безграмотность в школе была вопиющей, по 25-30 ошибок в диктанте с итоговой записью "Старайся". Просматривая страничные диктанты, я всегда удивлялась, как Ванюха вообще это всё смог написать и обращала внимание, что некоторые достаточно сложные слова написаны абсолютно правильно. Выполняя домашние задания, я наконец разгадала страшную тайну. Сын всегда просил диктовать ему задание по русскому языку, некоторые слова он не понимал вовсе: 'Мама, диктуй медленно". " Ничего не понял". "Объясни, что это за слово". Таким образом, в первом классе я столкнулась не с безграмотностью сына, а с отсутствием словарного запаса. И, если за выполнение домашних заданий Ваня получал положительные записи, а во втором классе - это стали положительные оценки. То в классе, на уроках - это были сплошные исправления красными чернилами и не очень лестные замечания учителя.
Ещё одна проблема при выполнении уроков, с которой я столкнулась - это растягивание выполнения заданий во времени. Если с математикой было всё достаточно просто, сложил, отнял, свободен. То русский язык Ване даётся тяжелее. Сами задания к упражнениям и их осмысление нужно впихнуть в голову ребёнку, а затем разложить по полочкам. Если необходимо разбить слова по группам, а затем расставить в порядке очерёдности по алфавиту, то у сына начинается истерика. Первые 15-30 минут мы осмысляем непонятный порядок и препираемся насчёт того, что выполнить это задание нереально. Подозреваю, что в школе Ванюху посещают точно такие же мысли, так как иногда он приходит темнее тучи и не может со мной разговаривать первые 20-30 минут без раздражения.
На фоне катастрофической невнимательности и готовности разговаривать на любые отвлечённые темы во время выполнения домашних заданий, наши "домашние работы" растягиваются на 3-4-6 часов. И это только второй класс. Естественно, чтобы исправить ситуацию я пробую поить сына различными препаратами. Всё препараты сын пьёт по рекомендациям врачей. За 4 года мы перепробовали практически всё, от нейролептиков до витаминов и гомеопатии. Единственный вывод, который я сделала лично для себя, что самое главное лекарство в учёбе отстающего в развитии ребёнка - это мамино терпение. Если ты видишь, что на выполнение домашнего задания потребуется 20-30 минут, настраивайся на 1,5-2 часа. Причём нервозность в вопросе выполнения домашних заданий только растягивает это сомнительное удовольствие.
Всем добра и удачи, надеюсь, что мои наблюдения кому-то помогут.