Вчера мы начали говорить о таком свойстве асфальта как однородность. Сегодня мы продолжаем раскрывать эту тему. В этой статье мы ответим на вопрос, как обеспечивается однородность асфальта при его производстве и укладке.
Мы отмечали, что асфальтобетонные смеси имеют тенденцию к расслоению при хранении и транспортировке – сегрегации. Это явление с физико-механической точки зрения до конца не изучено. Но специалисты в области дорожного движения вывели ряд правил, которые позволяют с ним бороться. Они приводятся в методических рекомендациях по производству и укладке асфальта.
Меры по борьбе с сегрегацией принимаются на всех стадиях технологического процесса:
- Проектирование состава смеси
- Складирование минерального сырья
- Приготовление смеси
- Погрузка и выгрузка
- Транспортировка до места проведения работ
Давайте рассмотрим их подробнее.
Проектирование состава смеси
Выбор оптимального соотношения компонентов АБС – это сложный процесс, в котором учитывается целый ряд факторов и желаемых свойств готового материала. При проектировании состава внимание в первую очередь уделяется физико-механическим характеристикам покрытия: плотности, пористости, прочности, водо-, морозо- и износостойкости и другим. Технологические свойства смеси тоже не остаются без внимания.
При подборе оптимального состава ориентируются на ряд закономерностей:
- Смеси с прерывистым зерновым составом, в которых отсутствуют некоторые промежуточные фракции наполнителя, более склонны к сегрегации
- Материал с высоким содержанием битума лучше сохраняет свою однородность
- Внесение целлюлозного волокна, полимеров и других стабилизирующих добавок в битум снижает сегрегацию
Таким образом, если для конкретной задачи необходимо использовать смесь с прерывистым составом, ее могут дополнительно улучшить, чтобы предупредить расслаивание на фракции. Например, можно немного увеличить содержание битума или внести добавки-стабилизаторы.
Хранение и подача сырья
Неправильное складирование минерального наполнителя тоже может привести к расслаиванию готовой смеси.
На этом этапе следует придерживаться таких рекомендаций:
- Разные фракции наполнителя должны храниться раздельно, чтобы обеспечить их правильную дозировку
- Минеральные материалы на складе должны лежать ровными горизонтальными слоями или кучками с небольшим уклоном; в противном случае более крупные зерна под действием гравитации будут скатываться вниз
- Если сегрегация наполнителя все-таки произошла, перед подачей в сушильный барабан его нужно дополнительно перемешать
Такие достаточно нехитрые правила позволяют повысить качество и однородность асфальта на выходе из смесителя.
Приготовление смеси
Большое влияние на однородность готового асфальтобетона оказывает правильное перемешивание.
На асфальтовых заводах, как правило, используются два вида смесительных установок:
- Гравитационные со свободным перемешиванием
- Лопастные с принудительным перемешиванием
Для производства качественного материала рекомендуется использовать вторые. Они позволяют не только сократить время изготовления материала, но и обеспечивают максимально равномерное обволакивание наполнителя битумом.
На этом этапе также важную роль играет время работы смесителя. Если процесс закончить слишком рано, битум не успеет полностью покрыть щебень и песок. Но слишком долгое перемешивание, как ни странно, тоже может привести к сегрегации – особенно если речь идет о гравитационных установках.
Примерное время замешивания приведено в таблице ниже:
После приготовления смеси она поступает в накопительные бункеры, где лежит до погрузки в самосвал.
Погрузка и выгрузка смеси
В ходе производства АБС, она несколько раз пересыпается из одного места в другое.
Такое перемещение осуществляется при:
- Выгрузке материала из смесителя в накопительные бункеры
- Погрузке асфальта в самосвалы
- Выгрузке смеси из самосвала на землю или в приемный бункер асфальтоукладчика
На каждом из этих этапов существует опасность сегрегации. И даже вполне качественный материал может прийти в негодность, если сделать что-то не так.
При пересыпке АБС нужно придерживаться ряда принципов:
- Смесь должна выгружаться с высоты не более 2 м
- Нельзя допускать образования высокой конусообразной кучи материала
- Материал должен сбрасываться единой массой, а не высыпаться постепенно
Также желательно дополнительно перемешать смесь перед началом укладки. Если асфальт укладывается вручную, это можно сделать при помощи обычной лопаты. В дорожном строительстве рекомендуется использовать специальные машины-перегружатели.
Транспортировка до места проведения работ
Меры предосторожности на этом этапе направлены в основном на защиту АБС от остывания – температурной сегрегации. Хотя существует также опасность разделения зернового состава, особенно если речь идет о крупнозернистых смесях.
Для этого следует придерживаться ряда правил:
- Использовать такой транспорт, который создает минимум вибраций в кузове во время движения
- Для перевозки литых АБС использовать дополнительное оснащение, которое обеспечивает постоянное перемешивание смеси
- Кузов самосвала желательно теплоизолировать или оснастить системой подогрева
- Смесь рекомендуется накрыть плотным пологом для защиты от ветра и осадков
Если все эти рекомендации будут соблюдены, то потребитель получит качественный и стабильный по своим свойствам материал.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #однородность асфальта #необнородность асфальта #однородность асфальтобетона #неоднородность асфальтобетона #полезные советы