Найти тему
nisaeva.com

В чужой монастырь со своим уставом

Три рассказа о том, что «клиент не всегда прав».

Записки о некрещеных

Недавно один парень зашел в собор, чтобы подать записки о упокоении. Сотрудница свечной лавки спросила у него – все ли указанные в записке – крещеные? Он сказал, что это не ее дело. Она аккуратно ему возразила. А через пять минут он уже кричал, что в церкви все с ума посходили, – он сюда не ходил 100 лет и еще столько же не придет.

В этот же день он выразил свое возмущение в одной из социальных сетей: церковники обнаглели – нет бы радоваться, что живут среди мусульман, и хоть кто-то в их храмы ходит, а они себя богами возомнили и указывают чего-то там. Под этим постом разгорелась нешуточная дискуссия, в которой большинство людей встали на сторону «обиженного». Мол, как же так. Это же храм. К ним пришел человек, который захотел помолиться о своих близких, а сотрудники церкви, редиски такие, отказались принять у него записки. Количество сочувствующих росло: церковь обязана (!) молиться за всех, будь они хоть мусульмане, хоть иудеи, мы же несем туда свои деньги. А за наши деньги, как известно, любой каприз.

Давайте разберемся, неужели свечница на самом деле была неправа?

Православная Церковь за богослужением молится за своих членов, то есть за крещеных живых и умерших людей. Если человек не крещен, то, соответственно, членом Церкви не является. Хотя бы потому, что он сам (или его родители) не верит (не верил) во Христа как в Бога и Спасителя, и к Нему не приобщился через духовное рождение, то есть крещение. Ну не обслужат вас по дисконтной карте одного магазина в другом магазине. Нельзя подать записку о некрещеных на проскомидию, потому что на ней вынимаемая из просфоры частица символизирует крещеного человека.

А как же возгласы за богослужением: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея», спросите вы? Разве все они крещеные? Нет. Только нужно отличать молитвы, совершаемые в храмах о всех людях без различия их убеждений, от священнодействий, совершаемых только о тех, кто крещен. Например, нельзя причащать и венчать некрещеных. Этот факт тоже оскорбляет человека, который пришел в храм раз в 10 лет? Поэтому в вопросе свечницы «все ли крещеные» – не было ничего необычного. В храме привыкли, что каждый день приходят люди с просьбой помолиться за «хорошего мусульманина, хорошего иудея, хорошего атеиста»… В чем проблема? Идите к иконе сами и молитесь, ставьте свечи. Дома также можно молиться за родных и близких нехристиан.

В монастырь без платка

Поехали мы в Почаевскую лавру. Мужской монастырь. Заранее были предупреждены о строгости охранников – девушек в коротких юбках (а то и в брюках) и без платков не пустят, мужчинам в шортах – тоже запрет на вход. Нормально, логично. При этом, к счастью всех забывчивых паломников, перед входом можно взять в аренду платок, брюки, юбку и даже платье, а на обратной дороге вернуть одежду и забрать небольшой денежный взнос.

Перед нами в лавру заходила девушка в брюках. Охранник попросил ее взять юбку. Она развозмущалась и стала кричать, что не обязана надевать чужие юбки, что она идет не к охраннику, а к Богу, а Ему все равно в чем она к Нему пришла. И как бы да, но как бы и нет.

В мужском монастыре, оно и понятно, – монахи-мужчины. А теперь представьте, что будет если каждая 5-10-ая женщина будет заходить в монастырь в том, в чем ей заблагорассудится. Монахи же не слепые. «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одно одного из малых сих» (Лк. 17, 1). Наместник монастыря о нас, глупых, печется.

Та девушка юбку взяла, потому что у нее не было другого выбора. Точнее был: взять юбку и зайти в монастырь или развернуться и уйти.

Крещение после оглашения

10 лет назад в одной епархии были введены обязательные огласительные беседы перед принятием таинства Крещения. Аж в количестве 12 штук. Возмущались все: и священники, и прихожане, и уж – тем более – захожане. Последствия такого нововведения были очевидны: количество крещений упадет, прихожан станет меньше. Возмущалась даже я. А уж какие посты были в соцсетях: да никогда раньше этих огласительных бесед не было, что же творит новое руководство, мы все крестились без бесед, поедем в соседнюю страну крестить, у нас времени нет ходить…

И как-то вырисовывалась совершенно четкая картинка: то есть 12 занятий по 1 часу у родителей и крестных времени посетить нет, но и о Боге они не знают ничего. Троица – это Иисус Христос, Богородица и Николай Чудотворец, заповеди – это не убей, не укради и еще что-то там. Крестить надо – потому что мы славяне, потому что сами крещеные или потому что хотим, чтобы ребенок был под защитой Бога, чтобы меньше болел, чтобы не сглазили…

Что Церковь потеряла, не крестив таких людей? Современные пользователи инстаграма, знающие, что «Христос выгнал торговцев из храма», скажут, что деньги. Я тут поспорила бы, но мы сейчас не об этом. А что потеряли сами эти люди? Если у человека нет 12 часов на знания о собственной вере, то как он собирается в этой вере воспитывать ребенка? Или крещение – это что-то вроде галочки, которую нужно поставить за привычные всем дела, вроде чистки зубов дважды в день?

Спустя 10 лет выводы по введению огласительных бесед, все-таки, сделать можно, и они таковы: количество прихожан в храмах действительно не выросло, но и не уменьшилось. Кто-то переехал в другие страны, кто-то умер, но на их место пришли новые. Возможно, новые из числа тех, кто эти огласительных беседы прошел. Да, епархия не досчиталась в своем бюджете денег за бесплатные (!) крещения. Да, многие люди нашли лазейки и покрестили своих детей в соседних странах. И да, большинство из них по-прежнему в храм не ходит. Прошли огласительные беседы или не прошли – а в храм все равно не ходят. И тут, вроде бы, напрашивается, логичный вопрос, – если нет разницы, зачем тратить свое время? Только тут все немного иначе. Раньше, когда ты ничего не знал о Боге, твоя жизнь была на 100 процентов бессмысленной, а теперь, пусть даже лет через 15, в трудной ситуации ты перекрестишь лоб и прочитаешь вызубренную «Отче наш», тебе станет не так страшно. Потому что теперь ты знаешь, что со смертью ничего не заканчивается.

А я сюда тертое яблочко добавляю

Когда мы приходим в гости в чужой дом, мы не говорим хозяйке – что-то у вас тут стол стоит не на своем месте, нужно его передвинуть от окна ближе к двери, так будет лучше. Не говорим – у вас собака в квартире, не понимаю, как можно держать домашних животных в доме, где нет двора. Не говорим – этот салат у вас какой-то не очень, вот я туда тертое яблочко добавляю…

Так почему мы решили, что можем идти в храм и указывать, как людям вести себя с нами, чтобы это нам нравилось. Церковь – не лавка услуг, где за деньги клиент может получить любой каприз.

Мы можем сколь угодно много чувствовать свою важность и не позволять кому-то «ниже нас» указывать нам, как жить. Но какая в этом разница, если человек прав. Если ребенок скажет президенту страны, что курить плохо, разве он будет не прав?

В театр мы никогда не пойдем в дырявых джинсах или кроссовках. И вроде правил никаких нет, но что-то нам подсказывает – надо. Потому что место такое.

В ресторане, где действует дресс-код, мы даже не подумаем спорить с администратором, который не пускает нас в шортах. Нельзя, так нельзя. Развернемся и уйдем.

Можно потом, оскорбившись, писать в интернете, что с нами несправедливо обошлись. Можно ругать церковь. А еще и правительство. И рестораны за высокие цены в меню. И соседа, который завел собаку в квартире. Но это их монастыри. А мы давайте сначала со своими разберемся.

#православие #клиентский опыт #клиентский сервис #церковь #правило #монастырь