100 гигабайтов патронов. Кибер-боевик с Джоном Траволтой, Хью Джекманом и Винни Джонсом.
(Swordfish, 2001, США)
Если в мире музыкальных и рекламных видеоклипов режиссер Доминик Сена - настоящий король, премированный Грэмми и увековеченный даже в музее Современного искусства в Нью-Йорке, то вот его карьера в большом кино совсем не задалась.
После неплохого дебюта "Калифорния" (1993), триллера с Брэдом Питтом и Дэвидом Духовны, Доминику спустя семь лет отсыпали весьма солидную кучку бабла. На съемки римейка "Угнать за 60 секунд" со звездным тогда Николасом Кейджем, Анджелиной Джоли и еще целой прорвой колоритного народа.
Увы, но кассовые сборы "Угнать..." оказались далеки от ожидаемых и сиквела не последовало. Что, впрочем, не остановило продюсеров от того, чтобы через год отсыпать Сена еще бо́льшую бабловую кучку. И выписать ему не менее красочную актерскую банду, дабы она разыграла нам боевик про типа-крутого хакера на службе у...
Да вот так сразу и не скажешь, у каких сил - Зла или Добра, - уж очень заковыристо маскируются они друг под друга в "Пароле "Рыба-меч".
Играет этого богатого и злобного "добряка" Джон Траволта - как всегда неподражаемый, когда режиссер дает его любимую команду "Джонни - отжигай!".
Уже в первой сцене он выдает такой яркий монолог, что, кажется, будто мы ошиблись фильмом и включили ленту Тарантино. Да и в дальнейшем герой Джона по имени Гэбриэл будет трепаться много о чем и на разные темы, но все так же с огоньком и задоринкой. Поэтому даже удивительно, что главный герой здесь не он, а гораздо менее колоритная личность - недавно откинувшийся с зоны, суперхакер Стэнли Джобсон (странно, что не Нил Гейтсон), коего играет гладко выбритый и совсем не росомахистый Хью Джекман.
Жизнь у Стэнли после отсидки уныла, как сборник хитов Кая Метова. Он живет в трейлере и страдает от скуки, ведь ему выписан судебный запрет приближаться к компьютерам, а бывшая жена не дает видеться с их маленькой дочерью. Однако нагрянувшая как-то раз к нему на порог ну очень холлиберристая красотка (Холли Берри) делает ему предложение, от которого он не в силах отказаться: 100 000 $ за то, чтобы слетать в Калифорнию и потолковать с ее боссом Гэбриэлом.
Как говорится, да чтоб мне за такую работу столько же платили - и пусть летать я не шибко люблю, зато потрепаться - дайте только отмашку.
Понятно, что Гэбриэл хотел поболтать со Стэнли вовсе не о монгольском фольклоре или неурожае бобов в Сьерра-Леоне, а о любимых стэнлиных компьютерах. И между делом ненавязчиво так поинтересоваться:
- Слышь, мужик, а не мог бы ты чисто по-дружески хакнуть для меня сервер нашего многоуважаемого Министерства Обороны? Не можешь? Правда? Ну ладно, что ж теперь... А ПРИДЕТСЯ!".
И устроил Стэнли такое испытание, про которое ни в сказке сказать, ни пером описать. Ведь сказки слушают дети, которым знать ТАКОЕ пока рановато, а писчие перья, если вы вдруг не в курсе, давно вышли из обихода.
Надо ли уточнять, что наш суперхакер выдержал это супериспытание с достоинством, уронив его ну разве что самую капельку. После чего был взят Габриэлем на службу и начал собирать на свою растрепанную башку приключения уже по-взрослому. Ибо жизнь у его нанимателя и без того была ну очень бурная, а вскоре Гэбриэл собирался "забурлить" ее до полного пузырения... или распузыривания... или пузырчания...
Ай, да неважно! Все равно рано или поздно придет в комментарии какой-нибудь зануда-лингвист и закричит, что нет в "великом и могучем" такого слова.
Понятно, что ждать от "Пароля..." какой-то драматической глубины и погружения в тему киберхакерства не нужно. Хотя он и пытается "подмигивать" зрителям-сисадминам, часто показывая мониторы со строчками программных кодов, изрекая мудреные словечки и подкидывая отсылки, непонятные простому смертному.
Однако перво-наперво Доминик Сена снимал все-таки боевик, чьи герои больше играют в экшен на свежем воздухе, нежели сидят, уткнувшись носами в дисплеи. Что получилось у Доминика вполне круто и "по-пацански". Ради чего Холли Берри даже не постеснялась расчехлить для нас свои фронтальные округлости. Правда, за те полмиллиона, что ей за этот трюк отстегнули - по ее же собственному утверждению, - Холлюшка могла бы покрасоваться перед нами и подольше, чем те считанные секунды, что мы любуемся ею безодёжной.
***
В общем, непонятно, почему и эта картина Доминика Сена провалилась в прокате, но даже высокооплачиваемые прелести Холли Берри и стильный трёп Траволты не погнали зрителя в кинотеатры табунами.
И тем не менее этот последний крупнобюджетный проект Доминика (его "Белая мгла" и "Время ведьм" снимались уже за гораздо меньшие деньги) не забыт любителями боевиков и по сей день и пересматривается с не меньшим удовольствием, чем "Угнать за 60 секунд" и прочая боевиковая классика 90-х. Со всеми их милыми логическими несуразностями, что на фоне творящейся тут экшен-веселухи ничуть не раздражают, а лишь еще сильнее забавляют.