Введение
После Второй Мировой Войны конфуцианский Восток стал ярко алым, исполняя призыв известной китайской революционной песни. Самой мощной коммунистической державой в этом регионе стал Китай с ее основателем Мао Цзедуном(подробнее о нем тут). Избавившись от японцев, сбросив Гоминьдан в море и вернув себе Тибет и Синьцзян, Китайская Народная Республика стала думать над дальнейшим своим развитием. Не только гражданским и политическим, но и военным. В этом им помогал Советских Союз. В 50-х гг. мы в Китай передавали технологии, которые мы больше никому не передавали ни ранее, ни после. В том числе в 1957 году была передана технология производства дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16А, носителя атомного оружия, и бывшего близким по возможностям к стратегической авиации. Собственно, разница между дальней и стратегической авиации не столь уж велика. Причем, и в Советской Армии Ту-16А был одним из самых современных образцов оружия и военной техники. В 1961 году наша помощь была прекращена, советские специалисты были отозваны из «Поднебесной». Но китайские инженеры и ученые продолжили работы по развитию военных и гражданских технологий в своей стране. И в первую очередь они использовали переданные ранее советские технологии. В НОАК (Народная освободительная армия Китая) данный самолет получил индекс Хун-6 (Hōng-6). Первый его образец чисто национального производства поднялся в воздух в 1964 году. Как раз в год снятия в СССР со своего поста благодетеля КНР Никиты Хрущева. Серийное производство начали в 1968 году и многократно модернизировали. В последние годы это делали с помощью России. Он до сих пор является единственной боевой машиной стратегического назначения в китайских ВВС и в береговой авиации китайских ВМС. Ниже будет рассказ о его последних модификациях.
Описание
В настоящее время в ВВС НОАК активно эксплуатируется модификация Хун-6К, принятая на вооружение в 2011 году. В ее конструкции активно используются композиты, что позволило значительно облегчить конструкцию самолета. Он получил более современные российские турбовентиляторные двигатели Д-30КП-2. Для установки на китайском боевом самолете они были несколько доработаны. В КНР освоили выпуск его аналога под названием «WS-18». Бомбардировщик получил новое современное бортовое оборудование. В его состав входит РЛС дальнего обнаружения и управления огнем и оптико-электронная станция разведки и наведения. В состав последней входят: телевизионная камера высокого разрешения, инфракрасная видео и фотокамера, лазерный дальномер и лазерный прицел. На самолете отказались от хвостовой пушечной установки в пользу мощного комплекса РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Обновление бортовых систем позволило уменьшить экипаж ракетоносца с 6 человек до 4. Хун-6К потерял возможность размещения оружия на внутренних точках подвески. Теперь оно размещается только на внешних. Пространство от прежних бомбоотсеков используется для размещения бортового оборудования и дополнительных запасов топлива. В итоге дальность полета без дозаправки выросла до 5000 км. В состав вооружения входят управляемые ракеты и управляемые бомбы. На базе этой модели для авиации ВМС НОАК разработан «Хун-6КН». В нем увеличено число узлов внешней подвески и он научился применять крылатые ракеты большой дальности «Длинный меч-10К» (AKD-20). Их максимальная дальность по различным оценкам колеблется от 1500 до 2500 км. Также в боекомплект входят целая номенклатура других крылатых ракет, как противокорабельных, так и для действий по наземным целям. Из 8 точек подвески данной машины 2 предназначены не для боеприпасов, а для мощных контейнерных систем радиоэлектронной борьбы.
В 2016 году начались испытания «Хун-6N». Это будущий носитель аэробаллистической противокорабельной ракеты CH-AS-X-13. Ее относят к гиперзвуковому оружию(подробнее о нем тут). Также в боекомплект войдут управляемые бомбы, противокорабельные и крылатые ракеты. Он получил средства дозаправки в воздухе и новые средства наведения и навигации, включая космические системы позиционирования.
Заключение
В настоящее время «Хун-6» относят к стратегической триаде КНР. В рамках сотрудничества с Россией они зачастую совершают совместные вылеты с российскими Ту-95МС(подробнее о них тут), чья конструкция восходит к тем же годам, что и конструкция китайского «стратега», и к тем же разработчикам, той же советской авиастроительной «фирмы». Есть в этом нечто волнительное для многих российских граждан. Но в целом, этот самолет продолжает достойно выполнять заложенные в него еще Андреем Николаевичем Туполевым свои функции, но уже в небе Китая, а не СССР.
Источники
https://invoen.ru/vvs/kitayskiy-bombardirovshik-j6-j20/, http://bastion-karpenko.ru/h-6k/