У Юрия Дмитриевича Явкина (на снимке) до сих пор хранится «Маяк» 1987 года, на одном из снимков в котором он запечатлен с коллегами. Фотокорр Владимир Яшин сфотографировал их накануне Дня автомобилиста, Юрий Дмитриевич тогда работал в автохозяйстве всего несколько лет. И вот спустя больше 30 лет он вновь на первой полосе - в первую очередь потому, что в своей организации самый преданный, пожалуй, своему делу человек. Районное автохозяйство не раз сменило формы управления, названия, а Юрий Дмитриевич все эти годы оставался на своем месте, пережил время, когда им почти три года не платили зарплату, не соблазнился столичными заработками. «Многие знакомые видят меня за баранкой и удивляются: «Ты еще здесь? - смеется он. - А куда деваться? Мы теперь не предпенсионеры, а молодые, еще работать и работать...»
Родом Юрий Дмитриевич из Кельвядней, где водить машину начинал в местном колхозе. А впервые сел за руль подростком — брали с собой то дядя, то старший брат. До армии успел отучиться в ДОСААФе. Тогда получить права было не проще, чем сегодня — от курсантов требовались реальные знания ПДД, устройства моторов, а в практику входило даже ночное вождение. Юрий Дмитриевич помнит, что через три месяца все сорок билетов он знал наизусть. А все категории открыл уже в армии, так как служить попал в автомобильный батальон в Казахстан.
В автохозяйстве поначалу работал на грузовой машине. Тогда там было 300 работников и огромный автопарк, водители участвовали в уборочной компании по всей стране, Юрий Дмитриевич, например, ездил в комадировки в Оренбуржье. В 90-х годах как-то стремительно грузовой парк почти исчез, и они пересели на автобусы. Месяц учились и практиковались в Саранске, но и после начинающего водителя одного в рейс не пускали - сначала ездил в паре со старшим коллегой, изучал маршруты.
Как востребованы тогда были автобусы, как уважали водителей! Юрий Дмитриевич вспоминает, что, бывало, ездили с открытыми дверями — лишь бы вместить народ. Особенно многочисленной была урусовская сторона - люди так набивались в салон с баулами с валенками, что не продохнуть. Да и почти в любую деревню делали по четыре рейса в день. Что говорить - на станцию Ардатов к поездам ездили по два раза!
Но минуло 30 лет - и как-то эта толпа рассосалась. Появилось много личных машин, такси, и в автобусах, пущенных по социальным маршрутам, совсем мало пассажиров. Вот только ответственность у водителя автобуса та же, даже возросла с годами, ведь поток машин на всех дорогах стал огромным:
- Еду как-то в Алатыре, и выскакивает машина, за рулем женщина. Она то ли газ с тормозом перепутала, то ли что, я вижу, что даже руль бросила, за голову схватилась. Но еду-то медленно - все-таки город, и она пролетела мимо, хотя, наверное, уже думала, что врежемся, - рассказывает Юрий Дмитриевич. - И таких ситуаций полным-полно, - сожалеет он о том, что немногие при этом осознают, что машина - совсем не игрушка.
Сам за рулем почти 40 лет без серьезных аварий - не это ли главное профессиональное достижение? Поэтому в День автомобилиста мы и решили поздравить Юрия Дмитриевича и его коллег - наверное, последних автобусников района. Здоровья вам и всего самого хорошего, а главное, всякий раз в добрый путь!
Фото Ю. ЧЕРЕНКОВОЙ.