С публичным призывом к обществу и городу Перми обратились бывшие сотрудники Пермской гражданской палаты (правозащитная организация, закрыта в 2020 году), с которыми в своей общественной деятельности очень часто взаимодействовал Петр Иванович Бондарчук (1932-2019 гг.).
Публикуем текст обращения полностью:
💬 "Всем, кто помнит Петра Ивановича Бондарчука
Нам, бывшим сотрудникам бывшей Пермской гражданской палаты, нужна небольшая финансовая поддержка в деле издания электронной книги воспоминаний Петра Бондарчука. Мы подошли к заключительному этапу этой, к сожалению, затянувшейся работы.
Пётр Иванович ушёл от нас в конце 2019 года, ему было 87 лет. Мы успели записать его воспоминания (большое спасибо Ивану Васильеву; последние страницы Пётр Иванович наговорил ему буквально за два дня до смерти), расшифровали их (большое спасибо Людмиле Горбач) и разобрали фотоархив Петра Ивановича (большое спасибо его родным). Затем всевозможные обстоятельства, связанные с пандемией и с самоликвидацией ПГП, приостановили эту работу, и только весной 2021 года она была возобновлена. С тех пор над текстом поработали литературный редактор и корректор. Сейчас дизайнер занят оформлением книги и в ноябре предстоит вёрстка. Работу всех этих специалистов нам и предстоит оплатить. Мы будем очень признательны нашим друзьям и коллегам за любую поддержку в этих тратах. Нам представляется естественным и даже важным издать воспоминания такого человека как Пётр Иванович на общественные средства. Речь идёт приблизительно о 80 тысячах рублей. Книга воспоминаний будет опубликована на одном из общедоступных электронных ресурсов.
Деньги можно перечислять на счёт Игоря Аверкиева с пометкой «Бондарчук». Номер карты Сбербанка: 4276 4900 1799 7505 или по номеру телефона. Как только нужная сумма будет собрана, сообщение об этом появится в Пермских некоммерческих новостях и на странице Игоря Аверкиева в Фейсбуке. Там же будет опубликован и отчёт о расходовании собранных средств. В случае, если собранные средства будут больше необходимой суммы, остаток будет направлен в качестве благотворительного пожертвования общественному Дневному центру для бездомных «Территория передышки».
Книга воспоминаний Петра Ивановича будет состоять из следующих частей:
• Собственно воспоминания, охватывающие большой исторический период от предвоенных лет до конца 80-х годов прошлого века (предвоенное и военное детство на Украине; молодость, учёба, СССР конца 40-х – 50-х годов; разнообразная и насыщенная деятельность в качестве руководителя леспромхозов и больших лесопромышленных предприятий Пермской области в 60-х – 80-х годах, очень много интересного о лесе и лесном хозяйстве).
• Краткая, но подробная биографическая справка.
• Очерк о правозащитной деятельности Петра Ивановича в последние два десятилетия, с кратким описанием конкретных дел и успехов.
• Фотогалерея.
О Петре Бондарчуке:
В Пермской гражданской палате был своего культ Петра Ивановича (есть у него круг «фанатов» и в более широких средах: активистской, ветеранской, садоводческой, даже в чиновнической – почти всякий человек к нему прикипал, стоило только поделать с ним какое-то конкретное общее дело). Его все бескомпромиссно любили и уважали за какую-то невероятно деятельную, очень результативную доброту, искреннюю, но сдержанную. Он был из тех людей, которые, просто идя по городу и видя безобразия, не могут не реагировать, и тут же принимают меры. Но Пётр Иванович в большинстве случаев ещё и добивался своего. Не будучи юристом по образованию, он в 70 лет стал самым эффективным общественным юристом и переговорщиком Перми. Он вёл по 3-4 судебных процесса в месяц и выигрывал 8 из 10 дел. Благодаря ему, многие десятки пермяков получили пенсии, льготы, пособия, зарплату, жилье, газ, тепло, воду, сохранили свои дома, земельные участки, рабочие места, получали компенсации за некачественные товары, услуги, работы. Причём во многих конфликтах людей с властями Пётр Иванович добивался восстановления прав, так сказать, в досудебном порядке – он убеждал чиновников всё сделать так, как надо, и ему трудно было отказать. Он не скандалил и даже не требовал, а упорно и спокойно доказывал, одновременно апеллируя и к закону, и к простым обыденным представлениям о справедливости. Пётр Иванович был старшим товарищем и большим другом для всех нас.
Обращение подписали: Игорь Аверкиев, Любовь Теплых, Сергей Максимов, Всеволод Бедерсон, Ирина Ковбасюк, Алексей Курносов, Наталья Шетцель
НИЖЕ ПУБЛИКУЕМ ДВА НЕБОЛЬШИХ ОТРЫВКА ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПЕТРА БОНДАРЧУКА
👉🏻 Как Пётр Бондарчук придумал себе день рождения
«День рождения я придумал себе сам. Расскажу почему. Когда нашу территорию должны были оккупировать немцы, в сельсовете сказали, что у кого какие есть документы, надо обмотать их клеенкой, которая на столе, и закопать в таком месте, чтобы потом запомнить. Закопать-то закопали, а не запомнили. И вот когда опять нас уже освободили, а закапывала мама, потому что отец ушел на фронт, то она не могла найти этого места.
А документы-то надо как-то восстанавливать. У меня, например, свидетельство о рождении. И тогда районный ЗАГС придумал такой порядок восстановления документов: мама должна сказать, когда она меня примерно родила. Но она же не помнит дату. Это уже теперь, в наше время, все знают, кто когда рожден, а тогда никто ничего не помнил. Родился где-то осенью - вот и все.
И вот она мне говорит, что я родился где-то ближе к зиме. А еще надо, чтобы три жителя села это подтвердили. Я, Иванов, Петров, Сидоров, подтверждаю, что сын Бондарчука Ивана Моисеевича и Бондарчук Ксении Кирилловны родился тогда-то.
И я придумал, что родился 14-го декабря 1932 года – и это было первое в моей жизни творчество. 14-е декабря 1932 года, которое узаконено и по сегодняшний день. Значит, внизу расписывалась мама, отец не расписывался, потому что он был в госпитале, и расписывались вот этих три человека. Этот документ сдавался в сельский совет. Сельский совет писал визу, что достоверность подписей таких-то удостоверяет. Расписывался председатель сельсовета, секретарь сельсовета, и ставилась печать. Потом этот документ шел в ЗАГС, и на его основании выдавали свидетельство о рождении. Это не только по мне, так поступало большинство».
👉🏻 О национальном вопросе
«Я вам скажу, что у нас в селе и в соседних селах абсолютно никакого антагонизма не наблюдалось. У нас были и польские фамилии, Сушкинские, допустим. Мы жили в полном мире и согласии. Разница между поляками и россиянами, вернее, украинцами, заключалась в том, что поляки были католики, а украинцы – православные. Но за многие годы совместной жизни все настолько породнились, что сохранились только фамилии. А обычаи все стали украинские. Потому что вот смотрите: родился ребенок, у меня кума – украинка, а кум поляк, обрусевший поляк или украинизированный. Вот. Поэтому ничего польского не было, просто в шутку иногда называли – пан.
Девки выходили за поляков, украинцы брали полячек. Надо сказать, что полячки - очень красивые девки. Пока я учился на Украине, дружил с тремя девками в разные моменты. И все были полячки, но только по фамилии полячки. Я еще раз скажу, что никакие они уже не полячки. Анна Василиская, Ирина Чижевская, и Филеня Ракович. Но судьбою было суждено, что ни с одной она меня не свела.
Так что эта ассимиляция настолько прочно вошла в нашу жизнь, что даже во время войны никогда не проявлялись никакие противоречия. Если и была разница, то между работоспособными крестьянами и лентяями. Потому что все понимали, что лентяй живет беднее своего соседа только потому, что тот утром встает и идет ухаживать за скотиной, а этот спит долго. Вот только в этом разница и проявлялась. Больше ни в чем».
#НКО #история #память #Пермь #общество #сборсредств #книга #Пермскийкрай