Найти в Дзене
Bitter&Sweet

Почему Курт Воннегут приравнивал чтение к медитации

В конце 1960-х Воннегут решил заняться трансцендентальной медитацией. Тогда она была на пике популярности в США и его жена и дочь активно посещали сеансы. Он описал этот опыт в «Судьбах хуже смерти»: «Самому же мне показалось, что ТМ – это вроде как соснуть после обеда: приятно, только ничего существенного не происходит, ни лучше не становишься, ни хуже. Или вроде как ныряешь с аквалангом в тепловатый бульон. Розовый шелковый шарф над тобой развевается, прыгнул – а шарф на поверхности бассейна плавает. <…> Становилось понятно, что тем же самым я и прежде занимался тысячи раз. Занимался я этим, когда бы вы думали? – за чтением! "Лет с восьми или около того у меня завелась привычка переживать все происходившее с людьми, про которых было написано в книге <…>. И мир для меня в такие минуты переставал существовать. Если книга попадалась захватывающая, я начинал реже дышать, пульс бился тише, ну в точности как при ТМ. То есть я по части ТМ был уже настоящий ветеран. Пробуждаясь от своих меди
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В конце 1960-х Воннегут решил заняться трансцендентальной медитацией. Тогда она была на пике популярности в США и его жена и дочь активно посещали сеансы. Он описал этот опыт в «Судьбах хуже смерти»:

«Самому же мне показалось, что ТМ – это вроде как соснуть после обеда: приятно, только ничего существенного не происходит, ни лучше не становишься, ни хуже. Или вроде как ныряешь с аквалангом в тепловатый бульон. Розовый шелковый шарф над тобой развевается, прыгнул – а шарф на поверхности бассейна плавает. <…> Становилось понятно, что тем же самым я и прежде занимался тысячи раз.

Занимался я этим, когда бы вы думали? – за чтением!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

"Лет с восьми или около того у меня завелась привычка переживать все происходившее с людьми, про которых было написано в книге <…>. И мир для меня в такие минуты переставал существовать. Если книга попадалась захватывающая, я начинал реже дышать, пульс бился тише, ну в точности как при ТМ.

То есть я по части ТМ был уже настоящий ветеран. Пробуждаясь от своих медитаций на западный манер, я нередко испытывал такое чувство, будто поумнел…»

Вот и получается, что книга в соединении с грамотным человеком, непредумышленно, способна породить некий вид медитации.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В предисловии к сборнику рассказов «Табакерка из Багомбо» Воннегут продолжает развивать свою мысль:

«Из всех развлекательных, повествовательных жанров рассказ больше всего сходен с буддийскими техниками медитации – по своему физиологическому и психологическому воздействию на человека».

Американские ученые действительно провели исследования и доказали правоту Воннегута – художественная проза необходима для развития человека. В ходе одного из экспериментов ученые обнаружили, что чтение серьезной художественной прозы способствует лучшему выполнению тестов по уровню эмпатии, социальной восприимчивости и эмоциональному интеллекту, тем самым улучшая социальные навыки. Почему? Да потому что чтение создает простор для воображения, заставляет строить догадки и искать решения, тем самым увеличивая чувствительность человека по отношению к сложным эмоциональным состояниям.

Также учеными была выявлена и еще одна значимая особенность. Оказывается, наш мозг не проводит строго различия между чтением о впечатлении и опыте и переживанием в реальности этого впечатления и опыта. В обоих случаях активизируется одна и та же область нашего мозга! Художественная проза не просто создает для нас более глубокую копию реального мира, она погружает нас полностью в мысли и чувства других людей, что невозможно в реальной ситуации.

Поэтому пусть айфоны и интернет стали необходимой частью современного мира, но книга, чтение, как говорил все тот же Воннегут, делает нас по-настоящему свободными от любых навязанных идей. Книга заставляет нас думать!

-4