Найти в Дзене

Крестный ход в Тутаеве с самой большой в мире иконой

Город Тутаев, бывший Романов-Борисоглебск, живописно раскинулся на обоих берегах Волги в 30-ти километрах от Ярославля. В 1563 году царь Иван Грозный пожаловал левобережный Романов с окрестностями в вотчину служилым татарским мурзам Юсуповым и Кутумовым.

Вместе с ними в город прибыло «до 700 луков» из числа братьев и прочих родичей, подручных и приближенных. С местными обычаями новые поселенцы не очень-то считались. Горожане жаловались, что «дворы те строили у храмов, во время службы татарчата на папертях играли, каменья бросали, из луков в кресты стреляли, попов лаяли и позорили».

Белоногов Иван Михайлович. Вид уездного города Романово-Борисоглебска. 1832 г. http://yarobl.ru/person/belonogov-im
Белоногов Иван Михайлович. Вид уездного города Романово-Борисоглебска. 1832 г. http://yarobl.ru/person/belonogov-im

И лишь перед огромной иконой Всемилостивого Спаса татары испытывали мистический трепет. Жители, пользуясь этим, стращали беспокойных новосёлов: «А вот придет Спас с крестным ходом, ужо он вас накажет»!

И надо сказать, со временем Юсуповы остепенились, стали блестящими графами Российской империи, владельцами великолепных дворцов с богатейшими собраниями произведений искусства. Они строили собственные усадебные храмы.

Весенний вид левобережного Тутаева с Троицкой церковью. На рисунке Белоногова – она крайняя слева на обрезе листа
Весенний вид левобережного Тутаева с Троицкой церковью. На рисунке Белоногова – она крайняя слева на обрезе листа

В Тутаеве же крестные ходы совершаются по сей день. Ежегодно в последнее воскресенье июля перед Ильиным днем огромный образ Всемилостивого Спаса бережно выносится из Воскресенского собора, и затем переправляется на пароме на романовскую сторону. Там он «гостит» возле каждого из левобережных храмов, окруженный заботой и преклонением прихожан.

Воскресенский собор в правобережном Тутаеве
Воскресенский собор в правобережном Тутаеве
-4
Икона Спаса на волжском пароме
Икона Спаса на волжском пароме

По преданию, образ был исполнен в начале XV века знаменитым иконописцем Дионисием Глушицким. Изначально он представлял собой «небо» (подвесной потолок) городской церкви Бориса и Глеба. На это указывают облака, окружающие лик

Икона Всемилостивого Спаса в Воскресенском соборе. https://strastoterptsy.ru/ikona-spas-vsemilostivyj-v-tutaeve-znacenie/
Икона Всемилостивого Спаса в Воскресенском соборе. https://strastoterptsy.ru/ikona-spas-vsemilostivyj-v-tutaeve-znacenie/

Облик Спаса суров, но проникнут высоким гуманизмом. Он предельно сосредоточен, полон раздумий о жизненных путях человечества.

Важно отметить, что «Борисоглебский Спас» считается одной из крупнейших исторических икон православного мира. Его размеры составляют 3,2 х 2,78 м.

Икона Спаса на стоянке у Казанской церкви
Икона Спаса на стоянке у Казанской церкви
-8

В начале 20 в. с иконы «Борисоглебского Спаса» делал зарисовки Борис Михайлович Кустодиев. По свидетельствам, он собирался написать большую картину «Крестный ход в Романово-Борисоглебске».

Б.М. Кустодиев. У иконы Спаса. Набросок https://artchive.ru/boriskustodiev/works/16268~U_ikony_Spasa_Nabrosok#show
Б.М. Кустодиев. У иконы Спаса. Набросок https://artchive.ru/boriskustodiev/works/16268~U_ikony_Spasa_Nabrosok#show

Полотно это по каким-то причинам не состоялось. Но надеюсь, что показанные ниже снимки составят некоторое впечатление о том, каким оно могло быть.

Наша команда по прибытии в город отыскала Спаса на месте его очередной стоянки - у церкви Михаила Архангела. Там царила атмосфера настоящего праздника. Не было здесь ни косых взглядов, ни надменного отчуждения!

Прихожане у иконы Спаса на стоянке близ храма Михаила Архангела
Прихожане у иконы Спаса на стоянке близ храма Михаила Архангела
-11

Девушка-служительница, сразу признав в нас новичков, пригласила присоединиться к общей трапезе: «Идите, пока поешьте, или чайку попейте. Мы только через полчаса двинемся»! Право, грешно было отказываться.

Сцены у иконы Спаса
Сцены у иконы Спаса
-13
-14

Меж тем, народ шёл к иконе для совершения традиционного обряда. Приятная женщина с шестью (!) детьми объяснила, что для исполнения желаний надо на коленях с молитвой подлезть под образом через уменьшающиеся арки. А потом даже отрядила в помощь толкового мальца: «Федя, иди покажи людям»!

В ожидании крестного хода
В ожидании крестного хода

Вскоре у иконы начали выстраиваться плечистые молодцы. Лишь 30-ти крепким мужчинам под силу было поднять святыню и нести её на железных «носилках». Но от желающих отбоя не было, хватило даже с избытком.

Во главе крестного хода
Во главе крестного хода
-17
-18

В итоге, крестный ход растянулся почти на полгорода. С пригорка интересно было всматриваться в лица людей. Виделись здесь не просто молящиеся, священники и миряне, а единый, сильный духом народ, помнящий своё родство.

И Спас впереди крестного шествия выступал зримым воплощением благоволенья Божьего!

Сегодня политики ожесточенно спорят о сути «национальной идеи России». Народ, меж тем, сам находит свои идеи, построенные на принципах мира, добра и справедливости.

Сцена крестного хода
Сцена крестного хода
Проводы Спаса на пароме
Проводы Спаса на пароме
-21

После проводов Спаса оставалось еще немного времени. Решили пройтись по валам древнего Романова. К династии последних российских императоров его название не имеет никакого отношения. Город был основан во второй половине XIII века угличским князем Романом Владимировичем как волжский форпост на рубеже отчего удела.

Крестовоздвиженский собор в Тутаеве
Крестовоздвиженский собор в Тутаеве

Когда-то здесь стояли рубленые стены и боевые башни. А сейчас в кольце валов высился белый Крестовоздвиженский собор. Его огромные купола перекликались с главами заречного Воскресенского собрата.

Волга близ Тутаева
Волга близ Тутаева

Ничто не нарушало вечерней тишины русской провинции. Разве что, было слышно, как в соседнем старинном доме жена распекала повинного мужа. Но ведь как по-русски говорится: - Милые бранятся, только тешатся …

Старинный дом в Тутаеве
Старинный дом в Тутаеве
Городской каменный мост
Городской каменный мост