Найти тему

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Во:вторых, там же в Дели впервые была широко озвучена инициатива о «воз: можности создания «нового Банка развития в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС»11. Согласие в вопросе о создании «нового банка БРИКС с существен: ным первоначальным взносом» и намерение продолжить активную работу в этом направлении были подтверждены через год на саммите в Дурбане. Встреча лиде: ров БРИКС, состоявшаяся в сентябре 2013 г. на полях саммита G20 в Санкт:Пе: тербурге принесла первые результаты, которые можно назвать практическими. Были согласованы объем уставного капитала Банка развития— 50 млрд долл., консенсусный принцип принятия решений. Дальнейшая организационная рабо: та будет продолжена, поскольку требуют еще решения непростые вопросы — квоты в уставном капитале Банка, место его штаб:квартиры и т. д. В:третьих, на 5:м саммите в ЮАР было акцентировано внимание на проекте создания «валютного резерва БРИКС для использования в чрезвычайных об: стоятельствах». Затем эта работа также обсуждалась на упомянутом саммите БРИКС в Санкт:Петербурге, где были достигнуты договоренности по его объему пула валютных резервов (100 млрд долл.), пропорциям во взносах стран (Ки: тай — 41 %, Бразилия, Индия, Россия — по 18 %, Южно:Африканская Респуб: лика — 5 %). Здесь также впереди еще немало работы. В частности, предстоит определить «конкретные условия оказания помощи из пула резервов» и т. д. На встречах также было объявлено о создании Делового совета БРИКС, первое засе: дание которого прошло августе 2013 г. в ЮАР. 303 В:четвертых, как говорится в Декларации саммита:2013 в Дурбане, стороны намерены приступить к созданию Секретариата БРИКС, пока, правда, в «вирту: альном» формате. Напомним также, что практические шаги БРИКС (и это шаги в рамках гло: бальной повестки дня) уже выразились в том, что объединение сыграло важную роль в принятых в 2009 г. на саммите G20 в Питсбурге решениях (его практиче: ская реализация, правда, идет непросто) о перераспределении 5 процентов голо: сов в МВФ и 3 процентов во Всемирном банке в пользу новых и развивающихся экономик12. Трудности и вызовы Вместе с тем, структура, находящаяся лишь на этапе становления, во многом пока только «нащупывает» свою повестку и пути ее реализации. К признанным благоприятным факторам интеграции в БРИКС относятся упомянутые сходство внутренних и внешних приоритетов развития, потенциаль: ная взаимодополняемость экономик, хорошие двусторонние отношения. Однако перспективы объединения, а значит и российско:китайское взаимодействие в БРИКС, определяются не только благоприятными, центростремительными тен: денциями. Есть тенденции центробежные, существуют лимиты и ограничения. Они проистекают из культурноцивилизационных и религиозных различий между странами «пятерки», из особенности избранных моделей внутреннего устройст ва, способов управления обществом и экономикой. Свою сдерживающую роль способны играть имеющиеся и потенциальные проблемы двусторонних отноше ний, в частности, часто упоминаемые в данном контексте китайско:индийские разногласия. Особняком стоит ряд других уязвимых мест БРИКС — слабые пока относи тельные показатели развития (подушевой ВВП, «качество роста», индекс челове: ческого развития и т. д.). Дополнительные сложности объективно дают о себе знать в связи с проявившимся в последнее время замедлением темпов развития экономик стран:участниц (в частности, РФ) — темпов, которые ранее, повто: рим, заметно превосходили среднемировые. Из перечисленного проистекает очевидное пока отсутствие в БРИКС ясного представления о собственной повестке дня для мирового сообщества, неготовность к ответственности за осуществление такой повестки. По меньшей мере, пока развитие БРИК/БРИКС показывает, что заинтере: сованности и предпосылки к взаимодействию в объединении преобладают над лимитами и ограничениями. Более того, молодая структура, похоже, отдает отчет относительно имеющихся трудностей. Участники намерены действовать поэтап: но, не форсировать события и постепенно, в конструктивном диалоге с другими участниками мирового сообщества продвигаться к декларированным целям. Не случайно, например, в официальных документах российского руко: водства прямо говорится, что «с учетом противоречивого и не до конца устояв: 304 шегося баланса факторов, влияющих на развитие БРИКС, задачей российской внешней политики является всемерное содействие укреплению центростреми: тельных тенденций в объединении и нейтрализация действия факторов негатив: ного характера»13. Схожих подходов, как очевидно, придерживаются в Пекине и других столицах БРИКС. В обозримой перспективе говорит в пользу в целом по: зитивного сценария развития данного формата. Таков общий фон взаимодействия в БРИКС, определяющий в том числе и его российско:китайскую составляющую. РФ и КНР: мотивы и направления сотрудничества в «пятерке» Согласно официально декларируемой позиции, РФ намерена наращивать взаимодействие в БРИКС (наряду с участием в «Группе двадцати» и других круп: ных форматах), поскольку «придает большое значение обеспечению устойчивой управляемости мирового развития, что требует коллективного лидерства веду: щих государств мира». Такое лидерство (в его укрепление объективно вносит вклад БРИКС), как полагает российское руководство, «должно быть представи: тельным в географическом и цивилизационном отношениях и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН»14. Овнима: нии Москвы к БРИКС свидетельствует принятие весной 2013 г. на уровне госу: дарственного документа специальной «Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС». В документе, в частности, подчеркивается, что «для Рос: сийской Федерации сотрудничество в формате БРИКС — одно из ключевых на: правлений внешней политики на долгосрочную перспективу»15.