Найти в Дзене

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ.

Понимание места БРИКС во внешней политике РФ и КНР, так же, как и анализ их взаимодействия в данном формате, вряд ли будут полными без четких представлений о характере, целях, принципах, предпосылках и этапах развития «пятерки», иными словами — без осознания причин растущего к ней весьма ши: рокого международного внимания. Впрочем, уже с точки зрения некоторых оче: видных параметров такое внимание достаточно объяснимо. На пять стран БРИКС приходится свыше 40 % населения и четверть терри: тории планеты, а их доля в мировом ВВП с начала нынешнего столетия (2001— 2012 гг.) увеличилась в 2,4 раза — с 8,7 до 20,7 % 2 . Это стало возможным благо: даря опережающим (в сравнении со среднемировыми) темпами экономического развития. Так, к примеру, в 2010—2013 гг. для стран БРИКС они в среднем со: ставили 5,36 % против 1,85 % в развитых странах Запада3 . Как представляется, корень интереса к БРИКС заключается в том, что по имеющимся прогнозам, в случае сохранения опережающей динамики, к 2032 г. «четверка» БРИК (даже без ЮАР) по суммарному объему ВВП превзойдет пока: затель сегодняшней G74 . А это, понятным образом, потенциально способно серьезно повлиять на общую расстановку мировых сил. Такой сценарий тем более вероятен, поскольку вслед за ростом экономиче: ского потенциала все более заметным становится политический вес «пятерки». Напомним, что и сегодня в ее составе два постоянных члена Совета Безопасно: сти ООН, а также два вероятных кандидата на такое же место в случае потенци: ального расширения этого органа. Два участника БРИКС — официальные члены «ядерного клуба»; Индия, не подписывавшая в свое время Договор о запрещении ядерного оружия — его обладатель де:факто. Каждая из стран пятерки является признанным региональным лидером, часто имеющим и объективные глобаль: ные интересы. Все это делает формат БРИКС весомым фактором мирового раз: вития, делает объединение заметным игроком в процессе продвижения к поли: центричному и (уже поэтому, как полагают многие политики и эксперты) более демократичному миропорядку. Как известно, акроним «БРИК» был впервые введен в политологический оборот в 2001 г. Тогда эксперты американского инвестиционного банка «Голд: ман Сакс» (Goldman Sachs) объединили Бразилию, России, Индию и Китай в виртуальную группу БРИК, пользуясь, по сути, единственным общим для всей «четверки» признаком в виде опережающих темпов роста экономики. В после: дующие годы стали складываться условия и стимулы уже не для виртуальных оценок, а для реального взаимодействия четырех стран, причем, заметим, что с концептуальной точки зрения отправной точкой этого процесса стала схожесть интересов, основанная не только на темпах развития, но в серьезной мере на бли зости позиций по основным вопросам мирового развития. Начиная с 2004—2005 гг. представители «четверки» стали зондировать прак: тические возможности для диалога. В 2006—2008 гг. прошло несколько встреч четырех министров иностранных дел. На этой основе переговоры были выведе: ны на высший уровень — на полях «Большой восьмерки» в Японии (2008 г.) впервые неформальную встречу провели первые лица четырех государств. По: сле этого встречи высших руководителей стали носить отдельный, специально подготовленный характер, вне связи с какими:то иными форумами. По итогам таких встреч публикуются совместные документы, в которых, в частности, оп: ределяются цели, направления, пути взаимодействия. Иными словами была об: разована представленная высшими руководителями (а потому полновесно офи: циальная), однако не заформализованная (т. е. не имеющая атрибутов органи: зации) структура регулярного диалога, в рамках которого обсуждаются общие для всех участников вопросы. Старт таким полноформатным саммитам был дан в мае 2009 г. в Екатеринбурге. В апреле 2010 г. в Бразилии прошел 2:й саммит БРИК. 300 Прошедшая ровно через год в китайском Санья 3:я встреча на высшем уров: не впервые состоялась в формате «пятерки»: в конце 2010 г. в состав объеди: нения была принята ЮАР. Такое расширение имело заметный символический характер. Вступление Южно:Африканской Республики как авторитетного пред: ставителя африканского континента подчеркнуло представительность объедине: ния, де:факто получившего теперь практически глобальный географический ох: ват. Кроме того, лишний раз дали о себе знать и реальные интеграционные импульсы. Стало окончательно очевидным, что участников в их желании сотруд: ничать объединяют не только (и не столько) выдвинутые экспертами Goldman Sachs динамика и размеры их экономик (ясно, что позиции ЮАР в сравнении с партнерами выглядят относительно скромно), сколько сходные взгляды на про: цессы мирового развития, в частности, совпадающее желание обеспечить более справедливое и демократичное регулирование международной экономической и политической жизни. Немалые основания в подтверждение этому, как и прежде, дали документы очередных саммитов БРИКС — 4:го, прошедшего в марте 2012 г. в Дели, и 5:го, состоявшегося через год в южноафриканском Дурбане. Декларируемые цели и принципы Если, руководствуясь документами БРИКС5 , в обобщающем порядке оцени: вать базовые цели и направления сотрудничества в БРИКС, то, как представля: ется, можно выделить три основные линии. Во:первых, речь идет о задаче «справедливого и рационального» реформирова: ния устаревших экономических и валютно:финансовых институтов с учетом расту: щей роли стран с развивающимися рынками, прежде всего в странах «пятерки». Во:вторых, все большее значение в БРИКС уделяется мировой политиче: ской повестке дня — вопросам продвижения к новому полицентричному миро: порядку, сохранения центральной роли ООН, необходимости строгого соблюде: ния норм международного права и мирных, диалоговых принципов решения спорных проблем, включая положение в «горячих точках». Не случайно, говоря необходимости реформирования экономического и политического миропорядка, лидеры стран БРИКС заявили в принятой в на саммите в Дурбане (март, 2013 г.) совместном документе (Этеквинская деклара: ция): «Господствующая архитектура глобального управления регулируется ин: ститутами, которые были созданы в условиях, когда международный ландшафт во всех его аспектах характеризовался совершенно иными вызовами и возмож: ностями»6 . Очевидно