Китай и Россия установили прагматичные взаимовыгодные отношения, ос: нованные на общих национальных интересах, на необходимости поддержания стабильности в регионе, на стремлении к ограничению западного вмешательства в свои внутренние дела и на укреплении взаимовыгодных экономических связей. Китай является ведущим торговым партнером России. Не исключено, что скоро он станет для нее и главным источником прямых иностранных инвестиций. Часто можно слышать вопрос, не ведет ли активно развивающееся всесто: роннее сотрудничество России с Китаем, включая поставки ему вооружений, к ужесточению его территориальных требований в ЮКМ? Разум и логика здравого смысла подсказывают, что только нормализация отношений России с Китаем и 290 плодотворное всестороннее сотрудничество двух великих азиатских держав на уровне стратегического партнерства не имеют альтернативы. Это является одним из главных достижений внешней политики постсоветской России и важнейшим условием мира и безопасности всех народов АТР. Невозможно даже представить, что ждало бы малые и средние государства этого региона, если бы события раз: вернулись в обратном направлении. Поэтому вполне можно согласиться с упо: мянутым выше китайским специалистом по России Фэн Шаолэем, который подчеркивает: «Углубление китайско:российского сотрудничества в АТР даст мощный импульс надеждам всей планеты, не уверенной в завтрашнем дне, сде: лает мир динамичнее, а пути прогресса более разнообразными»13. Всеобъемлющее стратегическое партнерство России с Вьетнамом Для продвижения своих интересов и восстановления утраченных позиций в АТР России требовался «дополнительный партнер» — не альтернатива и не про: тивовес Китаю, а наряду с ним, — чтобы диверсифицировать свои отношения. Именно таким надежным партнером стал тоже весьма в этом заинтересованный, традиционно дружественный нам Вьетнам — одна из самых динамично разви: вающихся стран АТР. Как и с Китаем, Россия в том же 2001 г., во время первого визита В.В. Путина в СРВ, установила с Вьетнамом отношениями стратегическо: го партнерства. Спустя почти 10 лет в Совместном заявлении от 27 июля 2012 г. по итогам визита президента СРВ Чыонг Тан Шанга в РФ стороны решили под: нять статус своих отношений еще на одну ступень, определив их как «всеобъем: лющее стратегическое партнерство». Такого статуса пока не имеют отношения Вьетнама ни с одной другой страной мира. Это свидетельствует о том значении, которое стороны придают этим отношениям, и о глубине их сотрудничества во всех сферах, включая взаимодействие в решении актуальных международных проблем. Эти отношения в последние годы представляют наиболее успешную модель стратегического партнерства при всех различиях социального и политиче: ского устройства двух стран. Они опираются на исторический опыт решающей поддержки Советским Союзом борьбы Вьетнама за независимость и воссоедине: ние страны, а главное — на общие или близкие геополитические и экономиче: ские интересы. Вьетнам, по словам руководителя Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН, доктора экономических наук В.М. Мазырина, важен для России как актив: ный и влиятельный член успешной региональной организации — АСЕАН и как сосед КНР, проводящий в отличие от иных пограничных с ней стран самостоя: тельную политику, и в то же время ее близкий союзник. Наличие выбора остав: ляет Москве свободу маневра, позволяет при необходимости настоять и на своих собственных интересах в регионе14. Россия и Вьетнам уже не первое десятилетие занимают на международной арене единые или близкие позиции по всем главным вопросам международной жизни. Они поддерживают становление многополярной модели международных 291 отношений, формирование более справедливой и демократической политиче: ской и экономической системы, укрепление центральной координирующей роли ООН в решении актуальных вопросов международной повестки дня. Они не приемлют политику расширения военных союзов, развертывание систем ПРОна блоковой основе, попытки обеспечить безопасность одних государств за счет других. Обе страны разделяют серьезную озабоченность действиями США и ряда государств Запада, которые свидетельствуют о стремлении любыми средст: вами и способами перестраивать все в мире по своему усмотрению, не считаясь ни с правами, ни интересами других. Они решительно против любых попыток игнорировать важнейшие международные соглашения и договоренности, лежа: щие в основе миропорядка, сложившегося после окончания Второй мировой войны и вместе выступают за неукоснительное соблюдение Устава ООН, других норм международного права, включая Конвенцию ООН 1982 г. по морскому праву. В целом российско:вьетнамское внешнеполитическое взаимодействие на всех уровнях является успешным примером партнерской координации, взве: шенного и прагматичного подхода к решению наиболее острых проблем совре: менности. Вьетнамское руководство не раз высоко оценивало активную и конструктив: ную роль России в обеспечении прочного мира, стабильности и устойчивого раз: вития в АТР. В Совместном заявлении, принятом 12 ноября 2013 г. по итогам ви: зита президента В.В. Путина во Вьетнам, говорится: стороны выступают за соз: дание в АТР открытой, неделимой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, базирующейся на нормах международного пра: ва, внеблоковых началах и учете законных интересов всех стран. Обе стороны неизменно подчеркивают, что территориальные и иные споры на всем простран: стве АТР должны решаться исключительно мирным путем, без применения силы или угрозы силой согласно действующему международному праву, прежде всего Уставу ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Они выступают за вы: полнение Декларации о поведении сторон в Южно:Китайском море 2002 г. и скорейшее принятие юридически обязывающего Кодекса поведения в ЮКМ15. Вместе с тем торгово:экономическое сотрудничество между Россией и Вьет: намом все еще остается неудовлетворительным. В 2012 г. товарооборот между странами, как писал В.В. Путин в статье для вьетнамских СМИ, составил всего 3,66 млрд долл. По данным вьетнамской статистики, он и того меньше — 2,45 млрд долл.16 Но в обоих случаях это почти в 30 раз меньше, чем между Рос: сией и Китаем, и от себя добавим, что более, чем в 20 раз меньше, чем между Вьетнамом и Китаем, в 10 раз меньше, чем с США. Доля Вьетнама в российской внешней торговле — 0,4 %, России в товарообороте Вьетнама — 1 %. Впрочем, говорится в статье, стороны планируют уже к 2015 г. выйти на отметку 7 млрд долл., а затем к 2020 г. — 10 млрд долл.17
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, ВКЛЮЧЕННЫХ В РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДР
3 ноября 20213 ноя 2021
1
5 мин