В ходе состоявшегося 3 октября 2013 г. заседания Консультативного совета США и Японии в сфере безопасности стороны, «оценив складывающуюся в АТР обстановку», договорились осуществить ряд шагов «по значительному повыше: нию способностей американо:японского альянса», усилению роли Японии в военной стратегии США на Тихом океане. Намечен дальнейший пересмотр Ру: ководящих принципов 1997 г. американо:японского сотрудничества в сфере обороны. Токио взял на себя обязательства расширить свою роль в рамках аме: рикано:японского союза, в декабре учрежден Совет национальной безопасно: сти, утверждены руководящие принципы программы национальной обороны, будет увеличен военный бюджет, открывается путь для экспорта японских воо: ружений. Предусматривается пересмотр Японией правовых основ своей безо: пасности (включая вопрос об использовании права Японии на коллективную самооборону), усиление способности Японии защищать свою суверенную тер: риторию, расширение ее регионального вклада, включая усилия по «созданию возможностей» в отношении стран Юго:Восточной Азии. США приветствовали эти усилия и наметили дальнейшие меры по укреплению оборонительного по: тенциала Японии, оснащению японских вооруженных сил новейшим амери: канским оружием. Стороны осуществляют совместные действия по укреплению региональных систем ПРО. Особо следуют отметить обязательства Альянса по обеспечению безопасности Японии «при помощи всего комплекса военных воз: можностей США, как ядерных, так и обычных»14. Активизировал свою политику и Китай. Опираясь на свой растущий эконо: мический и политический вес на мировой арене, Пекин, в отличие от прежних лет, заговорил более уверенным тоном, заявил о стремлении повысить свою роль в решении мировых проблем. Как в докладе председателя КНР Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК, так и в выступлении министра иностранных дел КНР Ян Цзе: чи на пресс:конференции 9 марта 2013 г. в ходе первой сессии ВСНП 12:го созы: ва указывалось, что Китай намерен активнее участвовать в международных делах «в целях продвижения рационального и справедливого развития международной системы», «играть роль большой и ответственной страны, на совместных началах реагировать на вызовы глобального характера»15. Международные наблюдатели обратили внимание на достаточно жесткие нотки в высказываниях нового лидера Китая Си Цзиньпина. Выступая 28 января 2013 г. на мероприятиях в рамках коллективной учебы Политбюро ЦК КПК, 277 Си Цзиньпин, в частности, подчеркнул: «мы будем решительно идти по пути мирного развития, но ни в коем случае не станем отказываться от наших закон: ных прав и интересов и не будем жертвовать жизненными интересами страны. Ни одна страна не должна рассчитывать на то, что мы будем вести торговлю своими ключевыми интересами, ни у кого не может быть ни малейшей надежды на то, что мы пожнем горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства»16. Еще одним шагом, привлекшим к себе большое внимание, стало совместное посещение членами Постоянного комитета ЦК КПК 29 ноября 2013 г. выставки в Государственном музее Китая «Путь к возрождению», представляющей основ: ные вехи развития Китая от опиумных войн — трагического периода в истории Китая — до наших дней, когда КНР достигла впечатляющих успехов. Как заявил Си Цзиньпин в ходе осмотра выставки, «я думаю, что великое возрождение ки: тайской нации — это и есть величайшая китайская мечта в новой эпохе». Сейчас, сказал он, «у нас больше, чем когда:либо в истории, веры и возможностей дос: тичь эту цель»17. В последнее время Китаем взят курс на создание собственного ареала влияния. На состоявшейся в октябре 2013 г. в Пекине конференции по вопросам диплома: тии председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул необходимость эффективной дипломатической работы в сопредельных странах, чтобы реализовать «вековые цели», намеченные XVIII съездом18. Разъясняя смысл слов китайского лидера, министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул на семинаре 16 декабря в Пе: кине: «Китайская сторона продолжает прилагать усилия к созданию стабильной, дружественной и процветающей опоры с сопредельными странами, содейство: вать взаимовыгодному сотрудничеству, формировать тесное единое сообщество с общей судьбой»19. Во время официального визита в Казахстан в сентябре 2013 г. Си Цзиньпин выступил с концепцией создания «экономического пояса Великого шелкового пути», а в своей речи в парламенте Индонезии выдвинул стратегическую концепцию формирования Сообщества общей судьбы Китай:АСЕАН и совместного по: строения «Морского шелкового пути XXI века». Сейчас эти инициативы являются центральной темой во внешнеполитических заявлениях КНР и в материалах ки: тайских средств информации. Из указанных обсуждений видно, что речь идет не просто о создании трансазиатских транспортных коридоров, а о крупном геопо: литическом проекте с участием стран Центральной и Юго:Восточной Азии. Сложную игру повел Пекин во взаимоотношениях с США. Будучи пока не гото: вым к открытой схватке с более сильным противником, Китай на официальном уровне стремится воздерживаться от жестких заявлений по адресу США, призы: вает к «надлежащему урегулированию разногласий». Вдвинута и активно про: двигается концепция построения с Соединенными Штатами отношений «нового типа». Линия Пекина не осталась незамеченной в Вашингтоне, где, очевидно, также явно не прочь договориться с КНР, выработав взаимоприемлемые правила поведения. Ряд влиятельных американских политиков и политологов (Г. Кис: синджер, З. Бжезинский и др.) выдвигают идеи о создании американо:китайско: го «дуумвирата» в целях совместного управления мирового делами. При этом важным моментом, который, очевидно, учитывается обеими сторонами, являет: 278 ся сложившаяся между ними за последние десятилетия сильнейшая экономиче: ская взаимозависимость. В частности, объем китайско:американской торговли приближается к 500 млрд долл., КНР является крупнейшим держателем амери: канского долга (закупки Пекином американских гособлигаций составили 1,265 трлн долл. и продолжают расти), Китай лидирует по числу обучающихся в США студентов — 194 тыс. студентов из материковой части КНР на конец 2012 г., вместе же с Гонконгом, Макао и Тайванем — 226 тыс. человек. Принципиальное значение имел состоявшийся 14 марта 2013 г. разговор по те: лефону между Б. Обамой и Си Цзиньпином. Поздравив последнего с избранием на пост председателя КНР, Б. Обама заявил, что США намерены упрочить со: трудничество с Китаем, принять во внимание озабоченности другой стороны, содействовать развитию двусторонних торговых связей, обеспечить безопас: ность, стабильность и процветание в АТР20. Излагая позднее содержание своего разговора с американским президентом, Си Цзиньпин сказал со своей стороны: «Мы договорились совместно стремиться к созданию отношений сотрудничества и партнерства, поиску путей к установлению отношений между крупными дер: жавами нового типа, и определили стратегическое направление развития межго: сударственных связей»21. Указанные договоренности сторон были закреплены во время ранее не запланированной встречи Си Цзиньпина и Б. Обамы 7—8 июня 2013 г. в Калифорнии. Пока трудно сказать, во что выльются отмеченные выше усилия сторон по на: лаживанию отношений между собой. Вряд ли можно сбрасывать со счетов имею: щиеся между ними серьезные противоречия, нарастающее противоборство в Азиатско:Тихоокеанском регионе в политической, экономической и военной сфере, соперничество на международной арене. Сложный характер для обеих сторон имеет туго завязавшийся узел серьезных проблем между Китаем и Япони: ей. Выступая в ноябре 2012 г. с докладом на XVIII съезде КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что «Китай будет твердо проводить независимую и самостоятельную внешнюю политику, охранять суверенитет и безопасность го: сударства, интересы его развития и никогда не будет подчиняться какому:либо давлению извне».
ПРЕДПРИЯТИЕ КАК МЕСТО ОБУЧЕНИЯ. ОПЫТ ГИЦ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ.
3 ноября 20213 ноя 2021
1
6 мин