Обстановка в мире сохраняет сложный и напряженный характер. Разворачива: ется принимающая все более широкие масштабы борьба между силами, привык: шими властвовать над миром, обеспечивая свои эгоистические интересы, и на: растающим движением стран, выступающих за пересмотр сложившейся неспра: ведливой системы глобального управления, за построение нового миропорядка, основанного на принципах равенства, неделимой безопасности для всех без ис: ключения стран. Важнейшие процессы происходят в АзиатскоТихоокеанском регионе, где си: туация характеризуется двумя сталкивающимися тенденциями. I С одной стороны, за прошедшие десятилетия АТР стал одним из главных по люсов формирующегося нового многополярного миропорядка, куда постепенно пере: мещается центр тяжести мировых событий. Именно здесь наблюдается самый быстрый и активный рост экономики, что позволило в значительной степени са: мортизировать серьезные кризисные явления в традиционных цитаделях эконо: мического и финансового влияния. Появление в АТР новых глобальных и регио: нальных центров силы сопровождается интенсивным развитием экономической интеграции, поисками эффективной модели взаимодействия между странами региона. Создаваемые обширные зоны свободной торговли могут в ближайшее время охватить практически все страны региона. Сформировались и действуют такие крупные региональные форумы и механиз мы, как АТЭС, АСЕАН, АРФ, Восточноазиатский саммит (ВАС), Диалог по со: трудничеству в Азии (ДСА), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которые внесли значительный вклад в экономический подъем региона, укрепле: ние партнерства между странами АТР, общее оздоровление здесь ситуации. В то же время в странах региона ощущается потребность в создании универ сальной системы безопасности, в задачу которой входило бы комплексное рас: смотрение политических, экономических проблем, проблем безопасности регио: на, и которая была бы наделена соответствующим мандатом для их решения. В последние годы было выдвинуто немало идей относительно создания в АТР подобной модели (австралийский план образования Азиатско:Тихоокеанского сообщества, предложение бывшего японского премьера Ю. Хатоямы о создании Восточноазиатского сообщества и др.). Все более широкую поддержку находит идея использовать — в качестве об: щерегиональной площадки для нахождения путей обеспечения безопасности в АТР коллективными усилиями — механизм Восточноазиатских саммитов (ВАС), к которому в октябре 2010 г. присоединились США и Россия (ранее ВАС дейст: вовал в формате АСЕАН+6 — Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия). Все это дало основание министру иностранных дел РФ С.В. Лаврову заявить в интервью 14 марта 2011 г., что «утверждающийся в регионе полицентризм дает уникальный шанс для того, чтобы впервые со времен «холодной войны» в АТР сложилась устойчивая, более сбалансированная комбинация центров экономи: ческого роста и политического влияния с участием всех без исключения ведущих региональных игроков»1 . Вместе с тем время не стоит на месте. В регионе происходит перегруппиров: ка сил, на первые места выдвигаются новые страны. В последние десятилетия мир стал свидетелем феномена стремительного «воз вышения» Китая. Начав с глубоких экономических преобразований, которые вы: вели страну на позиции одной из главных мировых держав, Китай оказывает сейчас все более ощутимое воздействие и на ход политических процессов в мире. В огромной степени возросли его вес и влияние в Азиатско:Тихоокеанском ре: гионе, где Пекин существенно потеснил Соединенные Штаты и Японию. Быст: рыми темпами растет ВВП КНР (8,2 трлн долл. в 2012 г., по официальным ки: тайским данным, второе место в мире после США). Китай близко подошел к тому, чтобы стать номер один торговой державой. Уже сейчас он мировой лидер по объему экспорта и номер два по импорту, общий объем его внешней торговли составил в 2012 г. 3,866 млрд долл. (3,888 млрд долл. у США). Огромных разме: ров, 1:е место в мире, достигли золотовалютные резервы КНР —3,3 трлн долл. Укрепились позиции Пекина в ключевых региональных организациях — АТЭС, АСЕАН, АРФ, ВАС. Образовались группировки с сильным китайским влияни: ем: АСЕАН+1 (Китай), АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), треугольник на высшем уровне в Северо:Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея). КНР заняла место США в качестве главного торгового партнера Японии, Юж: ной Кореи, многих стран АСЕАН, Тайваня, Индии. Серьезное беспокойство в США и у азиатских союзников Вашингтона вызы: вают усиливающиеся военные возможности Китая, укрепление китайских ВМС с приобретением ими способностей выхода в открытый океан. С 2000 по 2012 г. военный бюджет КНР вырос в 7 раз, достигнув в 2012 г., по официальным китай: ским данным, свыше 106 млрд долл. А в 2013 г., согласно правительственному бюджету, Китай планирует увеличить затраты на оборону на 10,7 %, что составит 720,2 млрд юаней, или около 114,3 млрд долл.2 На XVIII съезде КПК было заяв: лено о планах превращения КНР в «морскую державу». Согласно утверждениям 274 западных источников, в действительности военные расходы КНР намного боль: ше указываемых. Так, по данным СИПРИ, в 2011 г. затраты Китая на оборону составили 143 млрд долл. (у США было 711 млрд долл., у Японии — 59,3 млрд)3 . Столкнувшись с подобной ситуацией и пытаясь удержать ускользающее от него непререкаемое лидерство в АТР, Соединенные Штаты перешли с начала 2010 г. в решительное наступление в регионе, одной из главных целей которого является «сдерживание» Китая, противодействие его дальнейшему усилению. Вашингтоном было объявлено о переносе главного акцента своей глобальной поли тики в АзиатскоТихоокеанский регион. Заявлено, что XXI век будет тихоокеан: ским веком в политике США. В выступлении 12 января 2010 г. в Гонолулу госсекретарь Х. Клинтон изло: жила стратегию США по «возвращению в Азию», главный смысл которой заключа: ется в том, что Соединенные Штаты твердо намерены вернуть себе лидирующую роль в АТР4 . Было указано, что краеугольным камнем этой политики остается союз с Японией и другими традиционными друзьями и союзниками США в АТР, опора на сильное американское военное присутствие в АТР в лице мощной груп: пировки ВМС и ВВС на Тихом океане, сил передового базирования, глобальной и региональной системы ПРО. Подчеркнуто намерение США существенно акти: визировать роль Вашингтона в региональных организациях АТР, присоединить: ся к тем из них, где США до последнего времени не участвовали. Задачи подкрепления позиций США в ряде ключевых стран региона пресле: довали ноябрьский (2010 г.) визит в Индию, Индонезию, Южную Корею и Япо: нию президента Б. Обамы (по оценкам как американских, так и китайских экс: пертов, во всех этих поездках незримо присутствовала «тень Китая»), визиты президента США осенью 2011 г. в Индонезию и Австралию, а госсекретаря Х. Клинтон на Филиппины. С откровенной заявкой на лидирующую роль в АТР выступили США на состоявшихся в 2011 г. саммитах АТЭС, АСЕАН, Восточно: азиатского саммита (ВАС). В период с 6 по 12 июля 2011 г. госсекретарь Х. Клин: тон посетила 9 стран Центральной и Восточной Азии, включая Японию, Монго: лию, Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Афганистан, в ходе которой она подчеркивала, что США имеют «базовые интересы» в АТР, проводила идеи о необходимости интернационализации проблем ЮКМ, выразила поддержку Японии в вопросе архипелага Дяоюйдао (Сэнкаку), вновь подтвердив, что на эту территорию рас: пространяется действие американо:японского Договора о взаимной безопас: ности5 .
СТРУКТУРА РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3 ноября 20213 ноя 2021
6 мин