Найти тему

Большой порок большого города

Дорогие друзья! Передав через свои ранее написанные статьи весь ностальгический порыв по жизни в далёком сибирском крае, я наконец подошёл к тому творческому этапу, когда уже хотелось бы поскорее окунуть свой разум в леденящую воду и поговорить о тех рациональных выводах, что были сделаны мною в ходе продолжительного путешествия в жизнь, окружённую горами и тайгой. Сегодня я хочу обсудить проблему сохранения малых провинциальных городов и таком весьма актуальном на сегодняшний день явлении как рост городов крупных городов — урбанизация, раскрыв, как уже нетрудно догадаться, скорее отрицательную сторону этого процесса, поскольку именно противостояние ему, как многие уже прекрасно знают, и является моей той самой маленькой идеей, в конечном итоге, положившей начало всем предыдущим сочинениям. Хочу отметить, что в процессе прочтения Вы поймёте, что идея выглядит гораздо глубже и такое скучное понятие как урбанизация рассматривается куда в более широком ключе, чем это только может показаться на первый взгляд. Чтобы Вы в этом убедились — с удовольствие приглашаю Вас ознакомиться с плодами моих скромных размышлений.

И еще, не успев как следует начать, мне уже хотелось бы заранее Вас предупредить и одновременно оправдаться — мой подход к поднимаемой в тексте проблеме, многим совершенно справедливо может показаться достаточно односторонним. что я заведомо признаю, поскольку полагаю более правильным не растекаться мыслью по древу, а скорее наоборот, всецело направить весь поток внимания на конкретный аспект вопроса, но лишь только во имя его лучшего осмысления.

Казалось бы, ради чего стоит писать очередное сочинение на заданную тему, когда десятки миллионов людей, живущие в крупнейших городах, и ещё столько же грезящие мечтами навсегда безвозвратно в них отправиться, даже если совершенно случайно и прочитают мой текст, то навряд ли пожелают изменить своё решение, как когда-то я немногие три года тому назад. Выходит быть, если я сам это прекрасно осознаю, есть ли столь острая необходимость тратить так много времени и сил на ещё один поток словоблудия, в наивной надежде разделить его со случайно полюбопытствовавшим и всё же заглянувшим сюда читателем.

Конечно же, вовсе нет, друзья мои! Моя цель сегодня более чем скромна, поскольку сводится лишь к тому, чтобы познакомить Вас с этой идеей, пусть даже если это и будет ограниченный круг лиц, чтобы не дать ей безвозвратно затеряться в просторах вселенной. Ну и, конечно же, по сложившейся традиции, предоставить повод задуматься о чём-то новом и весьма интересном.

Хотелось бы начать с того, что в данной статье понятие «большой город» скорее условное и имеет значение гораздо большее, нежели чем просто крупный населённый пункт. Ведь здесь и далее мы будем рассматривать его исключительно в качестве определённой матрицы установок, во многом предопределяющих мышление, а также действия и поступки десятков миллионов людей по всему свету. Большой город — это даже не столько локация, сколько особая ментальность, стиль жизни, очевидно претендующая на право в условиях неконтролируемой урбанизации, становиться доминирующей в современной мире. Это уже само по себе является поводом придать нашему разговору серьёзный характер, ведь отчасти изъяны той новой реальности, которую мы наблюдаем, вполне допустимо рассматривать в проекции всего современного общества в целом.

Что же, во-первых, что большой город — это большая конкуренция. Буквально за всё. Концентрируя на небольшой территории непозволительно недопустимое большое количество людей, этот исполин, поглощающий всё, что попадается у него на пути, порождает нескончаемую борьбу за право всех и каждого, кто в нём оказался, иметь место под солнцем.

Конкуренция. Она — повсюду, она вездесуща, она — на всех уровнях организации социальной жизни. Правда, не исключаю, что одновременно наряду с моим негодованием у оппонентов возникнет вполне разумный вопрос — а что же в этом такого предосудительного?

На первый взгляд, безусловно может показаться, что данная картина вполне естественно укладывается в привычный уклад нашего бытия. Оно и понятно — уже начиная со школьной скамьи, нас учат тому, что конкуренция есть самая оптимальная форма социального взаимодействия, особенно в рамках экономических отношений, которыми и без того насквозь пропитана вся наша материальная жизнь. Она улучшает качество и эффективность нашей деятельности, ведь мы приобретаем мотивацию становится лучше — приведу я здесь тот самый непробиваемый железобетонный аргумент, с которым отнюдь не так уж и просто поспорить. Когда-то меня так учили, да и что греха таить — я и сам учил, будучи даже уже находясь по другую сторону школьных баррикад, став заниматься преподавательской деятельностью и всё это время не прекращая свято верить в непоколебимость обозначенного постулата.

Но вот теперь я начинаю очень отчётливо для себя понимать, что нескончаемое соревнование является острейшим камнем преткновения, которое беспощадно и уничтожительно вгрызается в человеческие отношения. Оно — разрушает, разъединяет, разрывает те тончайшие нити, на которых из последних сил и с большим трудом держаться самые лучшие человеческие добродетели.

В большом городе каждый третий, если уже не второй, вынужден становиться алчным и бессердечным эгоистом — именно вынужден. Ведь даже если он и того сам по природе своей не желает, у него практически не остаётся иного выбора. Ближний его через призму конкурентных отношений становится непримиримым соперником, а если сказать более откровенно — врагом. Безусловно, такое крайнее умозаключение некорректно применять ко всем и каждому в частности — простите, пожалуйста, в очередной раз, за мой однобокий подход, подпитываемый обжигающим кипятком эмоций, но, поймите меня правильно — в определённой степени такие реалии вполне могут иметь место.

Разумеется, читатели с условно «биологическим» стилем мышлением, сейчас наверняка вспомнят о законах борьбы, естественном отборе и наконец, о том, что, следуя логике всего вышеперечисленного, в конкурентной выживает разве что наиболее приспособленный. Не спорю. Но тогда, стало быть, я расписываюсь в собственной неприспособленности к жизни, раз так радикально и бескомпромиссно отвергаю неоспоримые, на первый взгляд, жизненные аксиомы и, что уже само по себе является основанием забронировать для себя ячейку в камере ненужных вещей, коли от безысходности я в очередной пытаюсь восполнить свою жизненную неудовлетворённость, подавшись в писаки! Возможно! Так вот он где — проигравший — с высокой долей вероятности закричит кто-то со стороны. Но я хочу сказать о другом — законы природы, увы, далеко не из той серии, что успешно могут давать свои всходы на почве такой надприродной составляющей нашего материального мира, как общество. У него разработано своё «законодательство». К сожалению, зачастую мы об этом попросту забываем, а подчас и ещё хуже — делаем это абсолютно сознательно.

Мы же ведь все прекрасно знаем и в то же самое время отчего-то не хотим знать о том, что человек — есть существо биосоциальное, о чём с завидной регулярностью учителя до мозоли на языке повторяют на школьных уроках истории и обществознания, поэтому, на мой взгляд, было бы совершенно неправильно настолько безоглядочно и грубо экстраполировать природные законы на общественные отношения.

Но, говоря о человеке, мы зачастую слышим, а затем небрежно записываем в мятую школьную тетрадь лишь сухое определение, заучиваемое разве что для выпускного экзамена, как правило, не ощущая всю сакральность, всю важность этого понятия, а в иной раз даже забывая, что он, человек — существо в общем-то далеко не только чисто природное, да что там — даже в иной раз язык не поворачивается так грубо называть его этим словом, режущим слух — «существо». Он — общественный, социальный, духовный — как угодно, а потому рассмотрение его исключительно с точки зрения законов науки о жизни, по моему скромному мнению, неверно и нецелесообразно.

В итоге, такое прогрессивное, на первый взгляд, явление, как урбанизация — стремление людей в большие города, а точнее — в соответствующую систему ценностей, парадоксальным образом отбрасывает нас в прошлое. Ведь всякий тот, кто добровольно включается в этот стихийный и необратимый процесс и оказывается внутри него, невольно подписывается на участие в каком-то негласном состязании на выживание, в каких-то голодных играх, погружаясь в которые с неукротимым азартом, порой напрочь забывает о базовых человеческих ценностях. Причём, именно общечеловеческих, а не общебиологических. А если же мы забываем о них, значит и несложно сделать соответствующий неутешительный вывод — мы неумолимо возвращаемся в некое, простите меня за эдакую грубоватость, полуживотное состояние, которое уже когда-то давно преодолевали в рамках нашего эволюционного пути.

Вы только посмотрите, как нескончаемо торопятся и суетятся люди в большом городе, словно они подсознательно куда-то боятся опоздать, заведомо понимая, что опоздать — это ровно то же самое, что и отстать, иначе выражаясь — проиграть в соревновании. И эта непрерывная спешка обнажает угнетающую атмосферу какой-то бездуховности, озлобленности, в конце концов — бесчеловечности. В результате, в большом городе — царстве, где правит тандем эгоизма и пафосного индивидуализма, что в какой-то мере является производными явлениями от всякого рода баталий, мы попросту обречены на мучительно терзающее одиночество в толпе — одно из самых страшных состояний, с которым только может встретиться лицом к лицу человек.

Большой город меняет наш внутренний облик до неузнаваемости. Его красивый и привлекательный фасад, переливающийся яркими красками всех цветов радуги, напоминающий блестящий фантик, обманчиво маскирует низменность тех отношений, в которые вступают люди, доказывая своё право на победу в пресловутой конкурентной борьбе, где местоимение «мы» давно стало каким-то анахронизмом; там, где нет «нас», а есть лишь «я» и «они», из чего и вырастают длинные ноги всех пороков и грехов, начиная с зависти, а далее, что называется, по всем пунктам из списка десяти заповедей.

Большой город — словно замкнутая клетка, погружаясь в которую, человек добровольно лишает себя той сущности, которая могла бы возвысить его над естественным состоянием. Напрашивается вопрос — зачем же мы тогда сами обрекаем себя на такую жизнь, стремимся покидать свои маленькие города, разрушая до основания систему и без того вдребезги высмеянных и низложенных ценностей, которые для условности я обозначу как «провинциальные» и напишу о них несколько ниже и тогда Вы поймёте, причём вдруг здесь возник именно этот вопрос.

Всё больше людей в нашей стране стараются отправляться в большие города в порой наивных надеждах обрести своё счастье, где, вставая перед непростой задачей своего рода выживания, вынуждены приспосабливаться, изменяя своим собственным принципам и, к большому огорчению, отнюдь не всегда в лучшую сторону с точки зрения базовых морально-этических понятий.

Большой город беспринципно жесток — он не прощает ошибок и слабостей, за которыми может последовать неминуемая гибель, но жестокость, как мы должны прекрасно понимать, происходит далеко не из разряда тех качеств, что способны породить добро, сострадание, милосердие и всё то, к чему рано или поздно придётся обратиться даже самой всесильной личности, в один неожиданный момент, утратившей свою неукротимую энергию и горячий пыл.

Да, конечно, есть люди, которые замечательным образом встроились в систему «большой город» и безо всякого преуменьшения очень многого достигли благодаря своим выдающимся способностям, таланту и уму — подчеркну, что этот факт не подвергается ни малейшему моему сомнению. Но я хочу сказать о другом — прожив три года в маленьком посёлке, на простой и далёкой от пульсирующей неудержимой энергии столицы земле, лично я понял, что корень провинциальной идиллии, по всей видимости, как раз и берёт своё начало из той данности, что в ней как раз и нет места столь ожесточённой конкурентной борьбе внутри общества в отличие от другого, диаметрально противоположных по своей сути мира — мира того самого большого города.

Нет, она там, конечно, есть, чего же мне стоит лукавить. Но дело в том, что она не так, уж простите меня за моё неудержимое желание употреблять местами сложные словечки, гипертрофирована. А отсюда в людях всё же можно проследить очертания простоты, открытости, какой-то лёгкой наивности, стремления помогать друг другу, подставлять своё плечо в трудный момент — всё этого и многого другого, к чему меня всегда так страстно притягивало. Ведь недаром же говорится о том, что мудрость — в простом, за которой как раз и скрывается всё только что мной перечисленное. Да, конечно, я не возражаю — это присутствует во внутреннем стержне далеко не у каждого живущего в тех краях человеке, но, тем не менее, витающие в атмосфере тонкие нотки этих редких в наш век качеств, всё же периодически можно прочувствовать в том удивительном мире — ярком, но не снаружи, как красивая витрина, а именно что изнутри.

Но есть одна проблема — массово переезжая в большие города со всеми вытекающими из этого компонентами особого уклада жизни, мы сталкиваемся с существенным риском безвозвратно утратить бесценный и неповторимый культурный код, пусть хоть и так скудно описанный мной ранее, но вполне понятный неискушённому читателю. Возможно, наконец-то именно в этот самый момент я нашёл, несмотря на такое длительное копание в собственном сознании-бессознании, долгожданный для самого себя же ответ на вопрос о том, почему провинциальный мир всё же нужно спасать, поскольку она провинция, по всем складывающимся тенденциям, доживая свои последние десятилетия, унаследовала этот необычный код, внутренняя эстетика которого несправедливо недооценена.

Что же, плавно уходя от наверняка порядком докучавших вас больших городов, вернёмся к самому главному вопросу сегодняшнего дня, в который я в конечном итоге и углубился, на что и намекал в своём предисловии — а так ли нужна нам в нашей жизни конкуренция с её разрушительными побочными последствиями для человеческой цивилизации. Отвечу довольно просто — отсутствие в нашей жизни оной вполне успешно может быть компенсировано наличием в духовном мире сочетания таких важнейших по своему предназначению составляющих, как совесть и порядочность. Ведь только в таком случае, человек научится выполнять своё дело красиво, филигранно, изящно, но главное — без прибегания к порочным методам ненужной и бесполезной борьбы, от которых в конечном итоге до изнеможения будут страдать всё наше окружение.

Не будем заниматься самообманом — проблема достижения указанной цели, от которой слегка веет утопией, наверное, заключается в вопиющем неумении человека самоорганизовать и самодисциплинировать себя. Мне не верится, что единственным выходом и ситуации является использование борьбы в качестве стимула, подумать только, как это всё нелепо слышать со стороны. Вот она — порочная природа конкуренции как порока, нашедшего свою питательную среду в границах большого города, что, собственно, изначально и послужило . Борьба, война — как стимул в XXI веке, простите меня — для меня это нечто невиданное! Так нельзя — это неправильно!

Ведь самое главное — быть на своём месте, добросовестно, ответственно и усердно заниматься своим делом, сконцентрировавшись исключительно на нём, а не на соперничестве. Брать друг от друга лучшие ингредиенты и создавать изысканные шедевры нашей деятельности, в которых присутствует словно по щепотке каждого из нас, а в особенности — нашего сердца и души. Неужели это не лучше, чем до самозабвения пытаться растаптывать до состояния мельчайших частиц и превозносить себя над другими ради трофеев, которые обесцениваются словно денежные знаки при инфляции. Мне кажется, что ответ довольно прост — опасно и глупо делать состязание самоцелью, а также, не подозревая того, своими руками доводить этот процесс до крайней степени истощающего истязания как самого себя, так и человека, находящегося рядом.

Таким образом, резюмируя свои пламенные размышления, мне кажется, что только опираясь на сотрудничество и взаимопомощь, отказавшись от махрового эгоизма, мы и сможем планомерно создавать общее благо — вот, наверное, это и есть такой простой и в то же время такой непреодолимо трудный для практического применения сегодня рецепт достижения всеобщего счастья.

Конечно, кто-то справедливо заявит о том, что я слабое ничтожество, не признающее борьбу. Да, я в какой-то степени действительно отношу себя к пацифистам, который дуэли предпочтёт скорее выжидательную позицию на стороне, однако же невзирая ни на что, я твёрдо убеждён в одном — создавать конфликт на почве соперничества затея не только неблагородная, но и откровенно говоря — бессмысленная. Бороться надо с врагом, а не своим другом, коим для нас по возможности должен являться каждый человек, как бы наивно это сейчас не звучало. Таким образом, большой город, концентрированный по своей природе, по аналогии с концентрированной серной кислотой в химии, будто растворяет душу всякого в него попавшего и то, как именно необходимо с этим бороться, как выживать нравственно, как сохранить духовную чистоту, не подвергаясь беспощадному воздействию извне — вопрос скорее дискуссионный и риторический.

Но тем не менее, закончить мне хотелось бы на одном — неважно, где вы живёте, пусть даже если это и будет тот самый большой город — главное не пропитать своё сердце неправильными ценностями и сохранить в себе человека. Человека — не как существа, руководствующегося исключительно грубыми и примитивными инстинктами, а человека, высшим смыслом которого является попытка хотя бы настолько, насколько это только возможно постараться возвыситься над собственной плотью, над законами борьбы и прочими всевозможными биологическими категориями, которыми с некоторых пор стало обрастать наше представление о материальном мире. Хотя, что правильно, в что нет — в конечном итоге будет решать каждый из Вас, дорогие друзья. И да, простите меня, уважаемые биологи, я не умаляю достоинства Вашей потрясающей науки.

Спасибо за внимание!