Приветствую Вас на моем канале "Байки зампотеха".
https://zen.yandex.ru/id/5dea58bf2beb4900af8d613d .
Это было в то время когда гордый Туркменистан спешно объявил о своей независимости, но у которого все же хватило прагматизма договориться с Российской Федерацией об охране своих воздушных рубежей объединенными российско-туркменскими силами ПВО, а сухопутной границы – российскими пограничниками. Но не хватило средств на поддержание большого количества военной техники (в т.ч. и техники ПВО), "отошедшей" Туркменистану при дележке "советского пирога", в исправном состоянии.
Были абсолютно не отработаны вопросы проведения капитального и среднего ремонтов. Для проведения текущего ремонта на местах не хватало запасных частей и материалов. Становилось все меньше и меньше специалистов способных проводить эти самые ремонты и качественное техническое обслуживание. И, к сожалению, это неизбежно стало причиной резкого увеличения случаев аварий и катастроф .
Тем не менее, в соответствии с межгосударственными обязательствами N-ская зенитно-ракетная бригада, вооруженная последней модификацией зенитно-ракетного комплекса «Круг», укомплектованная российскими и туркменскими военнослужащими, продолжала выполнять боевую задачу по прикрытию воздушной государственной границы с сопредельными Ираном и Афганистаном. Один (из трех) отдельный зенитно-ракетный дивизион бригады нес боевое дежурство, силами одной зенитно-ракетной батареи в 5-ти минутной и двух других - в 40-минутной готовности к открытию огня.
Несмотря на общественно-политические изменения на постсоветском пространстве и катаклизмы на международной арене, военная служба в бригаде протекала по давно отработанному алгоритму. Поэтому приказ, пришедший по каналам ЗАС (засекречивающей аппаратуры связи) в одну из зимних ночей, оказался полной неожиданностью.
Он гласил: «… в результате проведения ряда террористических актов с большим количеством человеческих жертв в сопредельной стране резко осложнилась военно-политическая обстановка. Её правительство ввело чрезвычайное положение и объявило частичную мобилизацию. В стране заметно активизировались организации, исповедующие радикальный ислам. Усилились антироссийские и антитуркменские настроения.
В связи с этим, войска, дислоцируемые на территории Республики Туркменистан, проводят мероприятия по недопущению вооруженных провокаций и прорыва государственной границы. С целью усиления дежурных сил и средств ПВО, прикрывающих воздушные рубежи Туркменистана объединенное российско-туркменское командование приказывает:
1. Зенитно-ракетной бригаде:
- принять меры по усилению охраны и обороны военного городка в пункте постоянной дислокации;
-организовать дополнительное взаимодействие с местными органами власти, пограничными, военно-воздушными и сухопутными войсками, находящимися в полосе действия бригады;
-выполнить мероприятия, предусмотренные при боевой готовности «Военная опасность», с ограничением: ракеты 3М8 сверх имеющегося нормативного запаса в режим окончательной готовности не переводить;
-под легендой проведения командно-штабных учений силами одного отдельного зенитно-ракетного дивизиона и одного потока технической батареи совершить марш в район ХХХХ, в котором развернуть дополнительную позицию боевого дежурства.
2. Готовность дежурных средств к открытию огня в новом районе не позже 00.00 часов 00 января 0000 года.
3. Огонь по воздушным целям-нарушителям границы открывать по приказу КП ПВО (командного пункта противовоздушной обороны) объединенного российско-туркменского командования.
4. Боевое донесение представить по готовности дежурных средств к открытию огня в новом районе и далее - согласно «Табеля срочных донесений».
5. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на командира зенитно-ракетной бригады».
В соответствии с этим приказом, бригада была поднята по тревоге, вышла в заданные по учению районы и начала отрабатывать учебные задачи. А второй дивизион стал готовиться к совершению 50-км марша по песчано-пустынной местности с преодолением Каракумского канала по одному из имеющихся мостов. И как предписано боевыми уставами, с целью разведки маршрута вперед была выслана рекогносцировочная группа, которая дала «добро» на использование намеченного для переправы моста.
После короткого инструктажа личного состава по технике безопасности смешанная колесно-гусеничная колонна в полной темноте начала движение. В ее «хвосте» неторопливо «ползла» станция обнаружения целей (СОЦ) 1С12. Специалисты знают, что транспортным шасси у этой станции является гусеничная машина типа АТ-Т (артиллерийский тягач-тяжелый) в следствии чего, СОЦ по сравнению с другими образцами техники, была самой тяжелой и неповоротливой машиной в бригаде.
С рассветом колонна вышла к переправе и остановилась перед мостом. Командир дивизиона, возглавлявший колонну, как и положено - организовал регулирование проезда через мост и назначил одну пусковую остановку (без ракет) «дежурным» тягачом.
Началась переправа. Когда большая часть техники благополучно прошла через мост, настала очередь СОЦ, в которой находился ее боевой расчет в составе 5 человек. Причем, начальник станции, которым был молодой «летёха» и механик-водитель, сидели в кабине, а два оператора и газотурбинист – в боевом отсеке.
И вот, когда станция была уже почти на средине моста, случилось непонятное, страшное, не укладывающееся в голове: на глазах у двух десятков людей, наблюдавших за переправой, станция странно «дёргнулась», затем резко изменила направление движения, пробила ограждение моста и свалилась с него, завалившись на один бок. Машина сразу же скрылась под водой и только горящие еще фары указывали на место ее падения.
В первые мгновения все были шокированы увиденным и словно окаменели. Но уже через несколько секунд несколько молодых офицеров и солдат начали раздеваться и без всякого приказа нырять в холодную воду в надежде помочь находящимся в станции людям.
В этом месте Каракумский канал, хоть и был не очень широк, но имел значительную глубину (до 6-7 метров), но ныряльщикам все же удалось помочь выбраться из кабины начальнику станции и механику-водителю. Однако три бойца, находившиеся в боевом отсеке, не подавали признаков жизни. Видимо этот отсек, лежавшей на боку 36-тонной махины, в считанные секунды заполнился водой через открытые вентиляционные люки, не давая ребятам шансов на спасение.
Напомню, что дело было зимой, а туркменская зима хоть и не ровня зиме в средней полосе России, но все же температура воды в канале была в это время не выше +5 градусов.
Отгоняя мысли о безнадежности принимаемых мер, была организована спасательная операция. В нескольких машинах были развернуты медицинский пункт и пункт обогрева для тех, кто нырял в эту январскую воду. В ближайший танковый полк, находящийся за 40 км от разыгравшейся трагедии, была отправлена машина с целью привезти водолазов или хотя бы водолазное имущество. По радиосвязи к месту событий из инженерной роты бригады вызвали два БАТа (бульдозеры на артиллерийском тягаче). Со всех гусеничных машин были сняты и соединены в несколько сцепок буксирные тросы. Три пусковые установки 2П24, (а позже и прибывшие БАТы) подогнали на возможно близкое расстояние к месту падения СОЦ и подсоединили к ним эти буксирные сцепки. Несколько человек попытались свободные концы этих сцепок «завести» под «утопленницу», однако сделать это им не удалось.
Скоро прибыл командир бригады, а через некоторое время наехало и куча другого начальства. Оставив на месте трагедии необходимое количество людей и техники, комбриг отправил всех остальных выполнять дальнейшую боевую задачу, которая с некоторым опозданием была выполнена, а сам возглавил спасательные работы.
Только через несколько часов по прибытию дополнительной техники и водолазов удалось зацепить лежавшую на дне канала станцию тросами, поставить на гусеницы и вытащить ее на берег. Вскрыв станцию, вытащив и осмотрев погибших бойцов, медики подтвердили версию об их быстрой смерти.
В дальнейшем, проведенное расследование установило, что трагедия произошло из-за того, что во время движения станции по мосту одновременно «заклинили» один из рычагов планетарного механизма поворота и педаль «газа» (в нажатом положении). Объявили и причину этих неисправностей: некачественное и несвоевременное техническое обслуживание и слабая подготовка водителей-механиков. Впоследствии станцию все же удалось отправить в капитальный ремонт (кстати, она в бригаду больше не вернулась). С погибшими бойцами попрощались в соответствии с воинскими обычаями и ритуалами, а их семьям была оказана возможная материальная и психологическая помощь.Ну, а всю ответственность за произошедшее возложили на командира дивизиона и его заместителя по вооружению с соответствующими оргвыводами.
Спасибо, за прочтение этой печальной статьи. Подписывайтесь на канал "Байки зампотеха", ставьте свои лайки. Оставляйте свое мнение, давайте оценку https://zen.yandex.ru/id/5dea58bf2beb4900af8d613d .