Итак мы приступили к проведению первого общешкольного сбора актива учителей и учеников. Поскольку он был первый, о нем стоит рассказать поподробнее.
Мы его провели на осенних каникулах, приурочив к 45-летнему юбилею школы и назвали «Школа, которую мы строим». Главной целью сбора было задуматься над бессмертными пушкинскими словами «Куда ж нам плыть?..», наметить перспективы развития школы и направления сотрудничества и содружества учителей и учеников.
По традиции, мероприятие началось исполнением гимна школы. Затем члены школьного отряда «Поиск» рассказали всем об истории строительства школы и первых лет ее работы. После этого учащиеся методом случайного выбора разделились на четыре разновозрастных отряда, а учителя школы вошли в состав пятого. Возглавили отряды-классы опытные педагоги-инструкторы. Обратите внимание, что на первом сборе учителя и ученики работали еще отдельно. Со временем одной из традиций сборов станут смешанные учительско-ученические отряды.
Первым заданием, на выполнение которого отрядам давалось 30 минут, было: обсудить в отряде и определить любимый урок, хобби группы. На основании этого придумать название-профиль, разработать эмблему отряда-класса будущей школы и подготовить «Представление отрядного профиля».
Все отряды подготовили самопрезентацию в форме короткого агитвыступления с использованием музыкального оформления, наглядности (изображение эмблем классов), с объяснением того, почему именно такой профиль был выбран, разработана именно такая эмблема. В ходе представления новообразованным классам задавались вопросы с целью уточнения смысла названия команды и элементов эмблемы. Неожиданно выяснилось, что большинство участников сбора неравнодушны к различным видам искусства: изобразительному, литературе, музыке, танцу. Данный этап закончился исполнением каждой командой песни, выражающей ее дух и ценности.
Итоги всего этого представлены в таблице:
Профиль отряда
Эмблема
1. Русский телебрейк
Телевизор и танцующий «брейкер» с книгой
2. Биолого-баскетбольный
Баскетбольный мяч, оплетенный листьями
3. Литературно-музыкальный
Книга, в которой вместо букв - ноты
4. Художественно-музыкальный
Ноты, вылетающие из-под кисти художника
5. Палитра (учительский отряд)
Палитра художника с цветами-чувствами
Второе задание называлось «Заповеди школы». Отрядам было необходимо обсудить и выработать в виде заповедей ответы на следующие вопросы:
Что мы делаем всегда?
Что мы не делаем никогда?
Что делать нельзя, но можно, если очень хочется?
Этот этап потребовал от участников включения их ценностных ориентаций и интеллектуального потенциала. Ответы отрядов тоже можно систематизировать в виде таблицы:
Отряд
1-й вопрос
2-й вопрос
3-й вопрос
1
Учителей уважаем, младших не обижаем.
Никогда не разрушаем
построенного
Нельзя дурачиться и баловаться, но…
2
Мы общаемся, дружим и доверяем друг другу
Не лжем, не предаем друг друга
Нельзя мусорить, но…
3
Уважаем труд работников школы
Никогда не нарушаем «золотого правила»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
Нельзя грубо выражаться, но…
4
Всегда принимаем участие в жизни школы
Не храпим на уроках, чтобы не разбудить соседа
Нельзя бездельничать на уроке, но…
5
Следуем девизу: «Без улыбки не входить, скуку к нам не заносить»
В школе никогда не жуем жвачки и не щелкаем семечки
Нельзя уходить с уроков, но… можно только вместе с учениками
Каждый отряд представил свои ответы, которые обсуждались и принимались в виде аукциона предложений. В итоге были выработаны заповеди школы, которые участники сбора должны взять с собой в будущее:
Всегда здороваемся и следуем девизу: «Без улыбки не входить, скуку к нам не заносить».
Мы никогда не нарушаем «золотое правило» - «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Нельзя дурачиться, бездельничать и уходить с уроков, но… можно, если очень хочется – только вместе с учителем.
Поскольку мы на сборе отмечали юбилей школы, как ее день рождения, то какой же день рождения без подарков? Поэтому третье задание называлось «Идеальный подарок». Каждый отряд должен был представить и подарить будущей школе что-либо по жребию из следующего списка:
- идеального учителя;
- идеальный урок;
- идеальную перемену;
- идеальную администрацию;
- идеального ученика.
Представляя свои «подарки», участники команд широко использовали элементы драматизации, музыкального оформления, использовали рисунки. Несмотря на то, что выступления часто сопровождались взрывами хохота, многое было достаточно поучительно – и игровая мотивация не стала безусловно превалирующей.
Отряд
Подарок
Описание
1
Идеальный учитель
Добрый, остроумный, веселый, всепонимающий. Если ученик не готов к уроку, он не поставит двойку, а потребует грамотно написать объяснительную
2
Идеальный урок
Все учащиеся хотят учиться, во время урока стоит идеальная тишина, все выполнили домашнее задание. Учитель спокойно сидит за стулом
3
Идеальная перемена
Глазами учителей: дети вежливы, ведут себя спокойно
Глазами учеников: игры, крик, визг
4
Идеальная администрация
Мужественно и спокойно переносит все недостатки учителей и учащихся
5
Идеальный ученик
Педагоги изобразили ученика с кляпом во рту, со связанными руками и прикованным к стулу
Следующее задание должно было помочь вскрыть неиспользованные резервы учебно-воспитательного процесса. Оно называлось «Школа выживания». Нужно было представить процесс обучения в заданных экстремальных условиях:
- «школа глухонемых»;
- «школа певцов»;
- «школа танцоров»;
- «школа языков»;
- «школа гувернеров».
1-й отряд в «школе глухонемых» показал ситуацию, в которой учитель оглох от постоянного шума и крика, а дети онемели, сорвав себе голоса.
2-й отряд в «школе певцов» превратил урок в бесконечную оперу с ариями учителя и хором учеников.
3-й отряд через «школу танцоров» в хореографической композиции попытался представить физические и химические законы.
4-й отряд в «школе языков» пытался организовать общение, выработав некий условный язык, синтезированный из русских, французских и английских слов.
5-й педагогический отряд представил учебный процесс в виде попыток учителей-гувернеров заинтересовать ученика-балбеса своим предметом.
Опять же, многое было не просто смешно, но и поучительно. Нестандартные подходы к преподаванию показывали возможность неожиданных решений в ситуациях, где, казалось бы, нельзя придумать ничего нового. Это показало, что учебный процесс далеко не так предопределен, как кажется. Все зависит от учителя, класса и способа их взаимодействия.
Заключительное задание на сборе было посвящено ответу на вопрос: «Какому учителю и ученику не место в нашей школе?»
Приведем последнюю таблицу ответов:
Отряд
Какому учителю?
Какому ученику?
1
Который кричит, срывает зло не детях
Равнодушному
2
Который не может себя контролировать
Кто не знает устав школы
3
Который ко всему равнодушен
Не уважает учителей
4
Который не умеет доступно объяснять урок
Презирающему одноклассников
5
Который не думает о детях
Не желающему учиться
После выступления каждой команды разгорался жаркий спор. Хотя сбор подходил к концу, казалось, он достиг своего кульминационного накала. Именно здесь почти стерлись возрастные границы как между учащимися внутри команд, так и между школьниками и учителями. Демократизм – как право каждого на собственное мнение – важное завоевание первого сбора. В результате обсуждения был сделан несколько парадоксальный вывод, что в школе не должно быть места равнодушным учителям, но нет учеников, которым бы не нашлось места в нашей школе.
Ну, и, наконец, на заключительном этапе сбора все отряды разошлись по своим отрядным местам (различным классным аудиториям) для отрядного «огонька» – обсуждения итогов сбора. Главный вопрос – «Что необходимо взять с собой в будущее?». После отрядного обсуждения все участники собрались на итоговый «огонек», где выступали представители от каждого отряда.
Все отметили атмосферу доверия, откровенности, возможность открыто высказать свое мнение, поспорить друг с другом, не взирая на возраст и положение. В будущее решили взять выработанные заповеди, атмосферу доверия и откровенности и сделать проведение сборов традицией школы.
Закрытие сбора прошло торжественно. После подведения итогов все поднялись и, взявшись за руки, исполнили гимн школы. У каждого отряда горела свеча – символ «неугасимой дружбы», которая не закончится с закрытием сбора.
Добавлю, что в ходе сбора работала редколлегия, созданная с самого начала. В ее состав вошли члены классных редколлегий и два учителя. В течение сбора они фиксировала и отражала ход и результаты работы каждого отряда в виде молний, бюллетеней, которые вывешивались на специальном стенде и вызывали живой интерес участников сбора.
Главным итогом сбора, по моему мнению, стала открывшаяся возможность создания единого учительско-ученического коллектива школы с суперцелью дружбы между учителями и учениками. Но пока только возможность. Достижению этой суперцели были посвящены следующие сборы.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь