Найти тему
Александр Дедушка

"Школа, которую мы строим" - учителя вместе с учениками (Дружба и коллектив)

Дружба и коллектив
Дружба и коллектив

Итак мы приступили к проведению первого общешкольного сбора актива учителей и учеников. Поскольку он был первый, о нем стоит рассказать поподробнее.

Мы его провели на осенних каникулах, приурочив к 45-летнему юбилею школы и назвали «Школа, которую мы строим». Главной целью сбора было задуматься над бессмертными пушкинскими словами «Куда ж нам плыть?..», наметить перспективы развития школы и направления сотрудничества и содружества учителей и учеников.

По традиции, мероприятие началось исполнением гимна школы. Затем члены школьного отряда «Поиск» рассказали всем об истории строительства школы и первых лет ее работы. После этого учащиеся методом случайного выбора разделились на четыре разновозрастных отряда, а учителя школы вошли в состав пятого. Возглавили отряды-классы опытные педагоги-инструкторы. Обратите внимание, что на первом сборе учителя и ученики работали еще отдельно. Со временем одной из традиций сборов станут смешанные учительско-ученические отряды.

Первым заданием, на выполнение которого отрядам давалось 30 минут, было: обсудить в отряде и определить любимый урок, хобби группы. На основании этого придумать название-профиль, разработать эмблему отряда-класса будущей школы и подготовить «Представление отрядного профиля».

Все отряды подготовили самопрезентацию в форме короткого агитвыступления с использованием музыкального оформления, наглядности (изображение эмблем классов), с объяснением того, почему именно такой профиль был выбран, разработана именно такая эмблема. В ходе представления новообразованным классам задавались вопросы с целью уточнения смысла названия команды и элементов эмблемы. Неожиданно выяснилось, что большинство участников сбора неравнодушны к различным видам искусства: изобразительному, литературе, музыке, танцу. Данный этап закончился исполнением каждой командой песни, выражающей ее дух и ценности.

Итоги всего этого представлены в таблице:

Профиль отряда

Эмблема

1. Русский телебрейк

Телевизор и танцующий «брейкер» с книгой

2. Биолого-баскетбольный

Баскетбольный мяч, оплетенный листьями

3. Литературно-музыкальный

Книга, в которой вместо букв - ноты

4. Художественно-музыкальный

Ноты, вылетающие из-под кисти художника

5. Палитра (учительский отряд)

Палитра художника с цветами-чувствами

Второе задание называлось «Заповеди школы». Отрядам было необходимо обсудить и выработать в виде заповедей ответы на следующие вопросы:

Что мы делаем всегда?

Что мы не делаем никогда?

Что делать нельзя, но можно, если очень хочется?

Этот этап потребовал от участников включения их ценностных ориентаций и интеллектуального потенциала. Ответы отрядов тоже можно систематизировать в виде таблицы:

Отряд

1-й вопрос

2-й вопрос

3-й вопрос

1

Учителей уважаем, младших не обижаем.

Никогда не разрушаем

построенного

Нельзя дурачиться и баловаться, но…

2

Мы общаемся, дружим и доверяем друг другу

Не лжем, не предаем друг друга

Нельзя мусорить, но…

3

Уважаем труд работников школы

Никогда не нарушаем «золотого правила»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Нельзя грубо выражаться, но…

4

Всегда принимаем участие в жизни школы

Не храпим на уроках, чтобы не разбудить соседа

Нельзя бездельничать на уроке, но…

5

Следуем девизу: «Без улыбки не входить, скуку к нам не заносить»

В школе никогда не жуем жвачки и не щелкаем семечки

Нельзя уходить с уроков, но… можно только вместе с учениками

Каждый отряд представил свои ответы, которые обсуждались и принимались в виде аукциона предложений. В итоге были выработаны заповеди школы, которые участники сбора должны взять с собой в будущее:

Всегда здороваемся и следуем девизу: «Без улыбки не входить, скуку к нам не заносить».

Мы никогда не нарушаем «золотое правило» - «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Нельзя дурачиться, бездельничать и уходить с уроков, но… можно, если очень хочется – только вместе с учителем.

Поскольку мы на сборе отмечали юбилей школы, как ее день рождения, то какой же день рождения без подарков? Поэтому третье задание называлось «Идеальный подарок». Каждый отряд должен был представить и подарить будущей школе что-либо по жребию из следующего списка:

- идеального учителя;

- идеальный урок;

- идеальную перемену;

- идеальную администрацию;

- идеального ученика.

Представляя свои «подарки», участники команд широко использовали элементы драматизации, музыкального оформления, использовали рисунки. Несмотря на то, что выступления часто сопровождались взрывами хохота, многое было достаточно поучительно – и игровая мотивация не стала безусловно превалирующей.

Отряд

Подарок

Описание

1

Идеальный учитель

Добрый, остроумный, веселый, всепонимающий. Если ученик не готов к уроку, он не поставит двойку, а потребует грамотно написать объяснительную

2

Идеальный урок

Все учащиеся хотят учиться, во время урока стоит идеальная тишина, все выполнили домашнее задание. Учитель спокойно сидит за стулом

3

Идеальная перемена

Глазами учителей: дети вежливы, ведут себя спокойно

Глазами учеников: игры, крик, визг

4

Идеальная администрация

Мужественно и спокойно переносит все недостатки учителей и учащихся

5

Идеальный ученик

Педагоги изобразили ученика с кляпом во рту, со связанными руками и прикованным к стулу

Следующее задание должно было помочь вскрыть неиспользованные резервы учебно-воспитательного процесса. Оно называлось «Школа выживания». Нужно было представить процесс обучения в заданных экстремальных условиях:

- «школа глухонемых»;

- «школа певцов»;

- «школа танцоров»;

- «школа языков»;

- «школа гувернеров».

1-й отряд в «школе глухонемых» показал ситуацию, в которой учитель оглох от постоянного шума и крика, а дети онемели, сорвав себе голоса.

2-й отряд в «школе певцов» превратил урок в бесконечную оперу с ариями учителя и хором учеников.

3-й отряд через «школу танцоров» в хореографической композиции попытался представить физические и химические законы.

4-й отряд в «школе языков» пытался организовать общение, выработав некий условный язык, синтезированный из русских, французских и английских слов.

5-й педагогический отряд представил учебный процесс в виде попыток учителей-гувернеров заинтересовать ученика-балбеса своим предметом.

Опять же, многое было не просто смешно, но и поучительно. Нестандартные подходы к преподаванию показывали возможность неожиданных решений в ситуациях, где, казалось бы, нельзя придумать ничего нового. Это показало, что учебный процесс далеко не так предопределен, как кажется. Все зависит от учителя, класса и способа их взаимодействия.

Заключительное задание на сборе было посвящено ответу на вопрос: «Какому учителю и ученику не место в нашей школе?»

Приведем последнюю таблицу ответов:

Отряд

Какому учителю?

Какому ученику?

1

Который кричит, срывает зло не детях

Равнодушному

2

Который не может себя контролировать

Кто не знает устав школы

3

Который ко всему равнодушен

Не уважает учителей

4

Который не умеет доступно объяснять урок

Презирающему одноклассников

5

Который не думает о детях

Не желающему учиться

После выступления каждой команды разгорался жаркий спор. Хотя сбор подходил к концу, казалось, он достиг своего кульминационного накала. Именно здесь почти стерлись возрастные границы как между учащимися внутри команд, так и между школьниками и учителями. Демократизм – как право каждого на собственное мнение – важное завоевание первого сбора. В результате обсуждения был сделан несколько парадоксальный вывод, что в школе не должно быть места равнодушным учителям, но нет учеников, которым бы не нашлось места в нашей школе.

Ну, и, наконец, на заключительном этапе сбора все отряды разошлись по своим отрядным местам (различным классным аудиториям) для отрядного «огонька» – обсуждения итогов сбора. Главный вопрос – «Что необходимо взять с собой в будущее?». После отрядного обсуждения все участники собрались на итоговый «огонек», где выступали представители от каждого отряда.

Все отметили атмосферу доверия, откровенности, возможность открыто высказать свое мнение, поспорить друг с другом, не взирая на возраст и положение. В будущее решили взять выработанные заповеди, атмосферу доверия и откровенности и сделать проведение сборов традицией школы.

Закрытие сбора прошло торжественно. После подведения итогов все поднялись и, взявшись за руки, исполнили гимн школы. У каждого отряда горела свеча – символ «неугасимой дружбы», которая не закончится с закрытием сбора.

Добавлю, что в ходе сбора работала редколлегия, созданная с самого начала. В ее состав вошли члены классных редколлегий и два учителя. В течение сбора они фиксировала и отражала ход и результаты работы каждого отряда в виде молний, бюллетеней, которые вывешивались на специальном стенде и вызывали живой интерес участников сбора.

Главным итогом сбора, по моему мнению, стала открывшаяся возможность создания единого учительско-ученического коллектива школы с суперцелью дружбы между учителями и учениками. Но пока только возможность. Достижению этой суперцели были посвящены следующие сборы.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь