Найти тему
Аркадий Балакин

Теодор Драйзер. "Сестра Керри"

Дебют Драйзера в жанре большого реалистического романа, изданный в 1900-м году!
Я уже привык к тому, что язык этого писателя может быть суховатым, слишком прямолинейным, лишенным изысков, но меня по-прежнему поражает то, как он говорит читателю о фундаментальных проблемах простых людей - о стремлении к лучшей жизни, о бедности, о поиски себя во враждебном мире. При чём этим поискам подвержены не только бедняки, стремящиеся к богатству и процветанию, но и вполне себе состоявшиеся и обеспеченные люди. Американский романист словно стирает все социальные границы, уступая место глубинным проблемам человеческой природы. Его герои, пресытившись материальным благом, тем мишурным миром, который обаятелен лишь тогда, когда он блестит издалека, пытаются обрести счастье и смысл в любви, в созерцании красоты и путешествиях. К сожалению, им далеко не всегда удаётся, сошедши с пути привычки, обрести то, в достижении чего они обретут покой и душевное удовлетворение. Драйзер без стеснений описывает предательство судьбы, всю жестокость жизни, говоря о тщете этих стремлений, тем не менее не отрицая их смысла и нужности.
В своём дебютном романе Теодор Драйзер пишет о молодости, о полноте жизни, о искре надежд и неиссякаемости жизненной энергии при достижении цели. Как идеал рая на земле здесь представлен образ плюшевого мира, попав в который, кажется, будто бы большего и желать от этой жизни нельзя. В противовес этому образу здесь представлен герой, изгнанный из этого рая, из этого навсегда обнесённого стеною города, из этого навсегда потерянного плюшевого мира. Противно этой стремительной молодости этот герой стареет, всё опускаясь ниже, как по социальной лестнице, так и по духовной. Здесь наглядно показано, что спасение утопающего дело рук самого утопающего, и, похоже, никакой любовью нельзя вытащить его из этого, если он сам, пусть и сломленный судьбой, не видит нужды выбираться.
Самая сильная мысль романа, по-моему, заключается в том, что, обретя все прелести плюшевого мира, к которому главная героиня изначально так стремилась, она не нашла в этом никакой радости, поняла, что это не сделало её счастливой. Здесь писатель говорит, что истинное счастье кроется в раскрытии своего потенциала, в обретении какого-то своего смысла жизни, а самое главное - в любви. Но едва к всему этому удастся прийти, покуда мы живём в мире, где всё так быстротечно, где всё подвергается какой-то постоянной переоценке, где едва что-то обретши, мы всё безвозвратно теряем.

Нравится