У каждого есть проблемы, и свои беды всегда кажутся самыми глобальными. Особенно остро воспринимаются проблемы, связанные с детьми. Современные мамочки часто недовольны: ребенок пришел из ясель с насморком, потерялись штанишки, дрался вредный мальчик из "соседнего шкафчика", повышает голос воспитатель, а на кухне недодают овощей. Да, нас это волнует, ведь проблемы все же есть, хоть и не столь крупные, какими их раздувают особо впечатлительные родители. Но все познается в сравнении. Сегодня я открываю рубрику "Жизнь в тылу", и речь в этом посте пойдет о работе яслей в военные годы.
В ясли принимали детей уже с рождения - таковы были вынужденные меры. Молодые мамы шли на производство, из-за высоких рабочих нагрузок молоко быстро пропадало, и детей преходилось переводить на искусственное вскармливание. Многие малыши поступали в ясли с истощением, но в яслях теряли в весе еще больше. В условиях военного положения кухням было не до таких "мелочей" как соблюдение санитарных условий. Персонал не имел специальных знаний - набирали всех, кто соглашался работать с детьми. Безопасность приготовленной для детей пищи стала основной проблемой в яслях по всему СССР. Да и сама пища не была питательной, а с молочными продуктами вообще была беда. Недоедание и нехватка необходимых витаминов ослабляли детский организм, инфекционные и вирусные заболевания в яслях приняли массовые масштабы.
Рахит - довольно частый диагноз в таких суровых условиях. Хватало и других осложнений после перенесенных инфекционных заболеваний, которые зачастую атаковали малышей по несколько сразу. Дети могли одновременно болеть дизентерией и пневмонией, коклюшем и отитом. Довольно высокий уровень смертности среди детей в яслях пытались остановить как могли, но, к сожалению, ресурсов не хватало катастрофически.
В архивах описывается такой показательный случай: 11-месячная девочка подхватила ветрянку, на фоне ослабленного иммунитета присоединилась дизентерия. Через несколько дней у малышки диагностировали грипп, тоже давший осложнения в виде отита и воспаления лёгких. А еще не успев долечиться от пневмонии, девочка заразилась коклюшем, а в результате - абсцесс легкого. К сожалению, с таким "букетом" не справился бы и здоровый взрослый человек, не то, что годовалый малыш со слабым иммунитетом.
Многих печальных случаев можно было бы избежать, но врачей при яслях не было, медицинских осмотров никто не делал и экстренную помощь оказывать было некому - медики были заняты спасением жизней на фронте, в тылу специалистов почти не оставалось.
В 1943 году масштабная проверка показала наличие рахита у 35% всех ясельных детей, еще столько же отставало в развитии. У многих были иные хронические заболевания. Можно ли винить руководство яслей в таком плачевном положении дел? Да, были ясли, где ситуация была чуть радостнее, но это были скорее единичные случаи.
Выводы из сказанного делать было бы неправильно, ведь война диктовала свои условия и никого не жалела.