Найти тему
Аркадий Балакин

Сомерсет Моэм. "Пироги и пиво, или скелет в шкафу" (1930)

Вот я и прочитал ещё один роман Сомерсета Моэма! Роман индивидуальный и яркий, интригующий и волнующий, а кое-чем даже шокирующий. Для меня стало привычным, что Моэм подвергает критике нравы и предрассудки викторианской Англии, её косность, но в каждой книге он делает это неизменно оригинально, раскрывая всё новые проблемы, что, в общем-то, неудивительно – ведь Моэм пишет о выдающихся личностях, которые неизбежно сталкиваются с миром тривиальных проблем и условностей, но о коих этот мир не перестаёт из романа в роман активно говорить, возможно, тайно желая, но страшась, прожить такую же яркую, но одинокую в своей индивидуальности жизнь.

В «Пирогах и пиве» рассказывается о жизни и творчестве Эдуарда Дриффилда – писателе, чей творческий путь был полон испытаний, приведших к признанию и успеху, а жизнь разнообразной, насыщенной и непонятой. Эдуард Дриффилд ходит в море матросом, женится на буфетчице, причудливо одевается и в обществе держится как простой человек. Он пишет книги, постепенно обзаводится нужными связями, но не перестаёт быть завсегдатаем баров, где можно весело провести время с матросами за бокалом пива и куском пирога.

Жена Дриффилда, Рози, буквально автоматически становится изгоем для благовоспитанных английских леди, ведь её доброта обезоруживает, её чистоту невозможно смутить, её улыбка всем и каждому дарит свет и надежду. Рози Дриффилд самый сложный и многогранный персонаж книги, она является «скелетом в шкафу» Эдуарда Дриффилда. Своей освежающей открытостью она привлекает всех мужчин, появляющихся на жизненной пути, готовая каждому подарить себя, готовая в каждого вселить первозданное счастье и непосредственность своего мироощущения. Наивно полагать, что общество будет готовым оценить по достоинству подобный дар, поэтому Рози становится падшей женщиной в глазах других. Мистер Дриффилд не замечает или делает, что не замечает периодических отсутствий жены дома, многочисленных знаков внимания, оказываемых ей, но он всё равно не может удержать её, как не смог бы удержать красоту момента тихого свежего утра, как не смог бы удержать минуты наслаждения первой любви. Кстати говоря, нельзя сказать, что Эдуард любил Рози – этот вопрос автор оставляет открытым, как и множество других вопросов, предоставляя читателю возможность самому поразмыслить над этим. Но отрицать невозможно – потеря Рози, как и совместная жизнь с ней, наполняла его глубочайшими переживаниями.

В дальнейшем Эдуард Дриффилд отдаётся миру, в котором его бывшую жену порицали и поносили, в котором он смог жить и творить, в котором его принимают и признают, в котором он, наконец, становится знаменитым современным писателем. Но понят Дрииффилд-человек, любящий пироги и пиво, понят ли Дриффилд-со-скелетом-в-шкафу? К сожалению, мир понял лишь Дриффилда-писателя, совершенно не интересуясь и не понимая его самого.

В финале романа автор повествует о Рози, пережившей всех и нетронутой ничем. Её не сломили ни смерть ребёнка, ни груз предательства, ни мнение общества. Таким образом Моэм как бы увековечивает принципы свободной личности, имеющей в себе силы прожить эту жизнь так, как хочется, так, чтобы в старости можно было сказать: «Я славно пожила в своё время, и хватит с меня.».