Все наверняка наблюдали эти неловкие сцены, когда ребенок свой или чужой , устраивает плач-визг-истерику в общественном месте.
Истерика происходит из-за невозможности для психики или, точнее, для нервной системы справиться. Во время такого срыва ребенок сбрасывает накопившееся напряжение. Но это совсем не значит, что это хороший или нормальный способ. Этот способ вынужденный, за неимением иных в ближайшем доступе.
Истерику почти невозможно остановить, но, зная обстоятельства, при которых она может возникнуть, мы, родители, должны постараться ее избежать.
Вот возможные обстоятельства, которые могут стать причиной истерики:
1. Элементарно голод. Для некоторых детей очень важно поддерживать ощущение, что все хорошо, именно едой. У таких детей от голода могут случаться истеричные проявления от любой мелочи;
2. Сон. Недосып, рваный сон, тоже может быть причиной срывов у ребенка;
3. Нарушение иерархии, когда ребенок чувствует себя главным и вынужден все контролировать, чтобы хоть как-то обеспечить себе безопасность. Ему очень страшно глубоко внутри. Потому что он один, и нет рядом взрослых, все маленькие, которыми он должен управлять. Нужен постоянный гиперконтроль, так как есть гиперстрах. Таких детей часто сносит в истерику, так как это непосильное для детской психики бремя. Их может вывести из себя любая ситуация, где они не могут контролировать и управлять;
4. Гиперчувствительные дети часто подвержены истерикам, так как многие ситуации они воспринимают слишком остро и им нужна дополнительная поддержка и большая уверенность в себе, чтобы справится;
5. Перегруз. Частая причина, что у детей начинаются истерики, это перегруз. Это может быть после сада или после школы и не потому, что там большая нагрузка, а потому что эмоционально ребенку там непросто. И он там терпит или выдерживает, а потом дома уже не может терпеть и быстро находит повод, чтобы снять напряжение, выразить подавленные чувства. Из симпатической нервной системы, отвечающей за напряжение, перевести в парасимпатику, в расслабление;
6. Негармоничная обстановка дома. Стрессовые факторы присутствуют в каждой семье. Например, родился малыш, и все переметнулись туда. Ребенку страшно и некомфортно. Эти чувства он может не показывать, говорить, что все хорошо, но начнутся истерики, которые и есть знак того, что где то идёт выдерживание, вытерпливание. Есть дискомфорт, который трудно все время терпеть, и ребенка будет “срывать” из за ерунды;
7. Все новое, непривычное: первый класс, новая школа, переезд, новый воспитатель и так далее. Ребенок не рефлексирует ещё и не сможет объяснить таким образом, например: ”Я так скучаю по Галине Ивановне, которая от нас ушла. А теперь у нас строгая Алиса Петровна, и я боюсь, что я ей не нравлюсь. Она часто мной недовольна, моя психика постоянно напряжена теперь, я чувствую какую-то безысходность. Поэтому меня будет срывать сейчас в ИСТЕРИКИ от каждой ерунды. Мне сейчас очень сложно и я не могу расслабиться”;
8. Назовем это грубо: отходняк. Долго был у бабушки, у папы в разводе, а там все чужое и непривычное. Отдали в лагерь или на все лето родственникам, там было хорошо, но дома ребенок начинает рыдать от всего, устраивать истерики. Такие истерики быстро заканчиваются, как только ребенок сможет выдохнуть, понять — теперь он дома, и все привычно и хорошо, и психика успокаивается;
9. Большая неуверенность в себе, ранимость и уязвимость ребенка. Здесь будут выбивать из равновесия все ситуации, где он может выглядеть неуспешным, незначимым, неважным, не ценным. Любая ситуация, в которой ребенок будет проигрывать, будет ввергать его в истерику, так как пережить свою неуспешность, ощущение, что я слабый, что я ошибся, очень тяжело такому ребенку;
10. Травмированность ребенка. Если была угрожающая ситуация в жизни ребенка, где он не смог напасть или убежать, как требовал защитный механизм психики, то психика как-бы сдаётся. И любая ситуация, которая хоть как-то будет напоминать ребенку о той тяжелой ситуации, может ввергать его снова в проживание старого травматического опыта и в чувство невыносимости. Например, если учитель когда-то очень кричал на ребенка из-за ошибки, обзывал его, называл всякими эпитетами, которые говорили о ничтожности ребенка, и ребенок никак не смог защититься, то в ситуации, напоминающей эту историю, например, при получении плохой оценки, у ребенка может начаться истерика, так как он неосознанно будет возвращаться в “травму своей ничтожности”;
11. Тепличный ребенок. Если обтекать все острые углы в жизни ребенка и не давать ему грустить, сердиться, быть несчастным иногда, то у ребенка не будет навыка справляться с негативными чувствами. Он становится тепличным растением. Живет иллюзорной жизнью. И когда сталкивается с реальными ситуациями, заходит в тупик.. Они для него очень суровы, неприятны. И ребенок вылетает в истерику, означающую: “Я боюсь этой жизни. Я не знаю, как справляться с теми ситуациями, которые мне не по душе, как пережить свое несчастье и снова стать счастливым. Я это никогда не репетировал, не проживал раньше”;
12. Если родитель очень жесткий, критикующий, не слышит ребенка, то ребенок часто не может удовлетворить свои потребности. «Нет, это нельзя! Это глупости! Это что ты сделал за ерунду! Господи! Откуда у тебя руки растут! Боже, ну ничего попросить тебя нельзя! А сейчас ты зачем это делаешь! Я тебя что просил! Ты что, ничего не соображаешь!» У ребенка может накапливаться чувство вины и напряжения, чувство “себя плохого”, и последней каплей для запуска истерики может быть очередная критика или невозможность ребенка удовлетворить свою потребность.
В следующих статьях на тему детских истерик расскажем что делать, когда истерика уже началась и что делать по окончании истерики.
Мария Серебряков, детский психолог