Доводилось ли вам слышать: «Меня били, и ничего — нормальным вырос»? Жестокое воспитание детей для некоторых фактически традиция, которая передается из поколения в поколение.
В наше время такой подход, к счастью, встречается всё реже. Но не так редко, как хотелось бы: по данным исследовательской группы ЦИРКОН, до сих пор каждый третий взрослый выступает за право физически наказывать детей. Однако во всероссийском исследовании «Воспитание и наказание: взгляд поколений» уже 60% респондентов поддерживают подобные методы.
Во многих странах уже приняты законы, которые регулируют поведение родителей по отношению к детям. За правонарушение может последовать серьезное наказание, в случае насилия — вплоть до лишения родительских прав.
Главное правило таких стран: «ребенок тоже человек». Но почему об этом забываем мы? И чем же так опасно физическое насилие?
Автор: София Мордвинкина, лектор по психологии
Что считать физическим насилием?
Мы привыкли, что под физическим насилием над детьми подразумеваются побои, однако это понятие куда более вариативно. Это могут быть шлепки, замахи рукой или какими-либо предметами, пощечины и подзатыльники, контроль и принудительное удержание. Например, запрет «не выйдешь из-за стола, пока не доешь».
К физическому насилию относятся решение родителей поставить ребенка в угол и посадить под «домашний арест», а также нежелательные объятия.
Всё, что перечислено выше, несет негативные последствия для психического здоровья ребенка.
Воспитание ремнем
Вспомните ситуацию из детства. Предположим, вы не выучили стихи, получили плохую оценку или разбили кружку. За это родители применили к вам одну из форм насилия, перечисленных выше. Что вы почувствовали в ответ? О чем думали в этот момент? Осознали тяжесть поступка, испытали благодарность за урок? Вряд ли.
Родители физически наказывают детей вместо объяснений и разговоров. Аргумент в этом случае прост: «Ребенок не понимает по-другому». Но это не так. Наш мозг действительно развивается поэтапно. Например, дети учатся понимать абстрактные понятия и оперировать ими только после 12 лет, а до 7 еще не умеют полноценно описывать свои ощущения и переживания. Но это не значит, что они не понимают слов.
Что происходит с ребенком на самом деле?
В ситуации насилия у человека включаются механизмы, которые направлены на защиту психики от травмирующих факторов. Психика будто выключается, чтобы не воспринимать происходящее, уберегая жертву от травмы.
Поэтому нередко люди забывают о боли, причиненной им в детстве. И по этой же причине нравоучения, «подкрепленные» наказанием, они обычно не запоминают — зато запоминают негативные эмоции по отношению к агрессору. Обида, чувство несправедливости, непонимание — вот что переполняет нас в момент насилия и откладывается в памяти.
Насилие порождает страх. Сначала дети начинают бояться своих родителей, испытывать к ним неприязнь, а вскоре появляется и ненависть. Но едва ли они осознают свою вину.
Что ждет такого ребенка в будущем?
Тревожным звоночком, который может свидетельствовать о пережитом насилии, во взрослом возрасте становится отсутствие воспоминаний из детства. Таким образом психика блокирует травматичные воспоминания.
Однако при постоянно повторяющемся притеснении в семье защитные механизмы дают сбой. С какими тогда проблемами может столкнуться человек в будущем?
- Диссоциативные расстройства, в частности, расстройство множественной личности — пример мы видели в фильме «Сплит». Природа такого расстройства психогенна: оно развивается в ответ на травмирующие ситуации. Психика так пытается избежать их, что проектирует новую личность.
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Это тяжелое расстройство, которое возникает у людей, переживших шокирующее, пугающее или опасное событие. Чаще всего оно встречается у военных, которые участвовали в боевых действиях. Однако нередко ПТСР развивается и у людей, переживших систематическое насилие в семье.
- Созависимость. В теории созависимых отношений есть три главенствующие роли: тиран, спасатель и жертва. Родители, применяющие насилие к детям, играют роль тирана. Ребенок в таком случае становится либо жертвой, либо спасателем. Модель подобных отношений выходит за рамки детско-родительских. В результате личная жизнь, отношения с друзьями и вообще взаимодействие с окружающими людьми строятся по принципам созависимости, то есть у человека формируются деструктивные и патологические привязанности.
- Тревожные и депрессивные расстройства, проблемы с самооценкой, сложности в самоопределении — всё это тоже становится последствием неблагополучного детства.
Люди, склонные к физическим наказаниям, также используют различные виды манипуляций и эмоционального абьюза. Так ребенок находится под постоянным давлением, а его психика страдает, даже если расстройств в дальнейшем не наблюдается.
Что вместо ремня?
Единственный действенный способ воспитания ребенка – это разговоры.
Крики и ремень не помогают донести информацию, а только усугубляют ситуацию. Ребенку важно знать, почему родитель недоволен его поведением, что он сделал не так. Еще важнее, что он не становится плохим, когда получает двойку или ломает игрушки. Плохими могут быть поступки, а не сам человек.
Любить нельзя воспитывать
Воспитание детей — сложный и кропотливый процесс. Ключевое правило: безусловно любить, не требовать соответствовать стандартам, а принимать ребенка таким, какой он есть. Потому что ребенок — это личность, а родители — его самые близкие люди, которые должны защищать его, а не нападать.
Задача каждого родителя — обеспечить безопасность для физического и психического здоровья ребенка, а не подчинить себе, сформировать комплексы и оставить на всю жизнь психологические травмы, с которыми потом приходится очень долго разбираться.
А вас наказывали родители? И как вы относитесь к шлепкам, подзатыльником и т. п.?
Взрослея, дети, которые подвергались домашнему насилию, зачастую перенимают от родителей деструктивную модель отношений. На нашем видеокурсе «Как справиться с абьюзом?» мы подробно рассказываем, как выйти из таких отношений и качественно улучшить свою жизнь.