Туристы бывают разные: чёрные, белые, красные… дети 90-х поймут.
В смысле, туризм бывает: спортивный, "матрасный" и коммерческий. Где лучше? Безопаснее. С кем идти в горы и где найдёшь друзей?
Несколько слов о различиях между коммерческими турами и походами от турклубов.
Спортивный туризм произрастает из турклубов.
Из разных: городских, универских, бывают даже школьные… У турклубов есть история, традиции и их деятельность более-менее регламентирована правилами горного туризма, разработанными федерацией горного туризма.
Не только горного, конечно, есть ещё пеший, конный, авто, мото, водный и т.д. На любой вкус для людей «ветреных и непокорных, презревших грошевой уют…»
За что я люблю турклубы?
Главным образом за то, что в них присутствует преемственность поколений.
Это сохранило уже не одну жизнь в горах. И даже не две…
Новички приходят в турклуб и им преподносят культуру туризма на блюде. Есть 6-ти бальная шкала оценки сложности горных маршрутов и туристы в клубах наращивают сложность своих походов постепенно, по системе, под чутким руководством старших товарищей (подробнее о системе по ссылке в конце статьи). Проводятся занятия, на которых даётся много теории путешествий, разбираются ошибки и несчастные случаи в горах. Техника горного туризма осваивается на тренировках и в ПВД (поход выходного дня). Самое полезное для сохранения жизни в этих занятиях – это семинары по поисково-спасательным работам, где рядовых туристов учат действиям в нештатных ситуациях.
Такой подход создаёт конвейер знаний о горах. Новички получают наиболее полную подготовку к горным походам, в отличие от коммерческих групп, которые часто набирают по объявлению «в этих ваших интернетах».
Воспитанник турклуба имеет представление о том, «по какому случаю, на коленках нет волос, а повыше кучею». Т.е. он понимает, что в большие горы ходят в июле-августе, группами по 6-8 человек, у него сформированы навыки работы с верёвками, представление о наборе снаряги для горного похода и о том, как впихнуть это невпихуемое в рюкзак.
Такой человек не пойдёт на 5000 в конце сентября, в группе из полутора десятков неопытных участников, как это было в недавней трагедии на Эльбрусе.
Когда турклубовские группы отправляются в горы, в них существует распределение ролей: завхоз, реммастер, творческая личность (фотограф), штурман и т.д.
Это в идеале.
За что я не люблю турклубы? Это в реальности.
Т.к. участие в турклубах бесплатное, там оседает много случайных людей, которым сам туризм нужен «как собаке пятая нога». Им просто надо с кем-то тусоваться. Они существуют около туризма. Одним выпить не с кем, другим надо «штамп в паспорт поставить», надёжных мужиков в туризме-альпинизме полно, авось кто замуж и возьмёт.
Такие случайные в туризме люди периодически создают напряжённую атмосферу и конфликтные ситуации. Плетут интриги.
Были у нас персонажи. Проходя с нами маршрут 5-ой категории по Памиру, "гражданка А" не провесила ни одной верёвки, но оформила себе КМС после того похода. Через некоторое время "группа лиц, по предварительному сговору" отправилась на Кавказ. С руководителем у гражданки А произошёл конфликт, часть новичков, поверивших в её «опыт», гражданка увела.
Звонит мне в 6 утра: «Тимофей, веди нас на Эльбрус». Т.е. перед новичками: «Да я, КМС, да я «пятёрку» прошла…», а как взять на себя ответственность за восхождение, так это пусть Тимофей подписывается. Я, находясь тогда в Терсколе, естественно, дал «от ворот поворот».
Была ещё история о «рациональном мужчине». Длинная, о ней отдельный рассказ, ссылка в конце статьи.
Случайных людей, разлагающих туризм, в клубах много.
Кстати, ещё о ролях. Роль поваров в горных походах переходящая по очереди. Вне зависимости от того, мужчина ты или женщина.
Провешивал ты верёвки, тропил снег в режиме «бульдозер» или шла по готовой тропе и по провешенным перилам с облегчённым рюкзаком. Дежурят по два человека. Лично у меня в такой обстановке желания жениться не возникает, не знаю как у других…
Коммерческий туризм.
В коммерческих группах люди платят деньги за профессионализм гида.
Это такое «путешествие под ключ».
Такая обстановка обязывает гида продумать весь поход за все роли. И раскладку по еде, что в турклубе делает завхоз, и снаряжение, за что в турклубе отвечает реммастер, и научиться пользоваться фотоаппаратом (или пригласить в поход фотографа, вернее, нанять).
Что мне нравится в людях, набранных в коммерческие группы?
Коммерческий туризм – страна контрастов. В походы выходного дня набираются, как правило, одни девчонки, в высокогорные походы ходят гораздо больше мужики.
Девчонки всё время пытаются быть чем-то полезными.
Я, к своему приятному удивлению, ощутил очень благодарное отношение. Когда все хозяйственные вопросы женщины берут на себя сами, и всё время слышишь: «Тимофей, что делать? Чем помочь?». Т.е. там не надо объяснять, что если мужчина сделал всё, чтобы женщине в походе было как можно легче, то было бы очень мило позаботиться о нём. Чего не скажешь о туризме спортивном, где дежурят по очереди.
Мужики, в общем-то, довольно мотивированы на работу и там и сям, здесь я особых различий не заметил.
Казалось бы, в коммерческом походе нет такого неотвратимого распределения обязанностей между участниками как в турклубах, но почему-то клиенты часто сами готовы брать на себя эти роли.
Подводные камни коммерческого туризма.
Имеет место быть погоня за «презренным металлом»
Это ведёт к двум самым главным нарушениям: огромные группы и несоблюдение сезонности походов.
Коммерческие гиды водят по 18 человек на Эльбрус. Это очень много! Такую толпу вести в горы опасно. Её очень тяжело организовать, в случае непогоды может начаться паника, которую 2-3 гида не остановят и не соберут такую толпу обратно, если она разбредётся. Для меня это самый страшный кошмар, поэтому больше 8-ми человек мы в горы никогда не водили. Большие горы – это выше 3000, там, где ледники.
В коммерческие походы выходного дня мы водим группы по 18 клиентов. На пару дней, по Южному Уралу летом можно и провести. И то, это довольно напряжно. Приходится всё время всех пересчитывать, как бы кто не отстал. Спасает то, что это в основном девчонки, причём лучшие, каких я только видел!
Активные, жизнерадостные, умеющие быть благодарными мужчине, так что напряг из-за груза ответственности компенсируется отношением участников к руководителю.
Сезонность.
Я уже говорил, что сезон походов в высокогорье – это июль и август. Остальные месяцы для опытных спортсменов. На Эльбрус можно приезжать и в мае в виду его ухоженности и постоянного наличия спасателей. Это скорее исключение. Но всё равно, на майском Эльбрусе следует особое внимание уделять погоде, т.к. она всё ещё не так стабильна как летом.
Пользуясь неопытностью клиентуры, недобросовестные компании продают туры осенью, когда погода в горах уже портится. Там ещё есть возможность поймать короткие, по 1-2 дня, периоды хорошей погоды и успеть взойти на вершину. Это называется «погодные окна». Так пытаются выжать сезон до копейки. «Люди гибнут за металл».
Кроме того, из-за большого спроса, попадаются некачественные предложения по низкой цене. Когда квалификация гидов и уровень организации похода не соответствуют требованиям безопасности. Как-то это слишком политкорректно прозвучало. Неопытные мальчики ведут кучу народа, клюнувшего на низкую цену, в горы. А когда «дело пахнет керосином», мальчики косячат. Вот это ближе к правде.
Если вы хотите вернуться из гор живыми, то вот чем следует поинтересоваться:
- Какие категории маршрутов пошёл гид? Ссылка на статью, где расписано про категории маршрутов в конце.
- Сколько народа идёт в группе? Для выходных на Южном Урале 18 человек в сопровождении двух гидов – это нормально. Для треккинга по Алтаю два гида и десяток туристов. Для восхождения на Эльбрус на двух гидов 5-6 человек – это максимум. В большой группе должна быть организационно-штатная структура как мотострелковом взводе: командир взвода, замкомвзвода и три командира отделений.
2 гида, из которых один более-менее опытный, а другой просто помощник, на 18 человек… со стороны клиентов – это попытка самоубийства.
- Какое нужно снаряжение?
- Какая нужна подготовка? Ссылка на статью о подготовке к горным походам в конце.
В общем, путешествие под ключ – это, конечно заманчиво, но не надо забывать о подводных камнях.
Ну и третья категория, моя любимая – «матрасники».
На жаргоне туристов это те, кто не ходят в тяжёлые горные походы, а просто выезжают на электричке поближе к природе. Как в песне Виктора Цоя: «92 дня, лето… Электрички набиты битком, все едут к реке…» Это палатка, костёр, шашлык-машлык, коньяк-маньяк, берег реки и полный relax. В общем-то, мне и самому не чуждо «соловья слушать, водку кушать». Это хорошее средство спасения психики от напряжения города, когда ограничен по времени выходными. В отпуск, конечно же, тянет на подвиги в высоких горах.
Среди таких туристов очень быстро становишься своим. Просто заходишь в электричку и едешь на Инзер. К вечеру уже с кем-нибудь познакомишься и будешь чилить в большой компании.
С какими людьми провести время, решать тебе.
До будущей горы…
С вас лайки, с нас байки!
Легенда о «рациональном мужчине»
Как горные маршруты классифицируются по сложности?
Как готовиться к восхождению на Эльбрус и Белуху?
Какие есть неписанные законы среди путешественников?
На батарейки в навигатор, снарягу, на замену изношенных ботинок, чтобы автор радовал новым полезным контентом благодарных читателей
👇👇👇