Октябрь оказался богатым на ковидные новости — власти объявили нерабочие дни, обновили субсидии за трудоустройство безработных и обязали московских работодателей переводить часть сотрудников на удаленку. Какие еще законодательные изменения затронули предпринимателей, — рассказываем в статье.
Нерабочие дни в октябре и ноябре
По всей стране с 30 октября по 7 ноября объявлены нерабочими днями. На основании эпидемиологической обстановки местные власти вправе установить собственные сроки — начать локдаун раньше и продлить его после 7 ноября. Например, в Курской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях нерабочие дни начались 25 октября. На время локдауна за всеми сотрудниками сохраняется заработная плата.
Кто продолжит работу.
- Непрерывно действующие организации и производства, например, хлебозавод или ТЭЦ.
- Аптеки и медицинские клиники.
- Организации, которые обеспечивают население продуктами питания и товарами первой необходимости.
- Организации, которые работают в условиях чрезвычайной ситуации. Например, станции скорой помощи и управление МЧС.
- Предприятия, которые ведут неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы, например, аварийные службы горгаза, водоканала и электросетей.
- Банки.
Как оформить нерабочие дни. Руководителю организации нужно издать приказ. Стандартного бланка нет, поэтому приказ можно составить в произвольной форме. Главное — оповестить сотрудников о нерабочих днях.
Проинформировать персонал можно любым удобным способом — разослать приказ по электронной почте, разместить на сайте или на стенде. На основании приказа бухгалтерия будет рассчитывать заработную плату персоналу.
Если часть работников продолжит работать в связи с производственной необходимостью, предварительно нужно получить письменное согласие. И внести в приказ фамилии этих сотрудников.
В приказе важно учесть региональные изменения. Если нерабочие дни в регионе начинаются раньше федеральных — сотрудников нужно отправить на каникулы по местным правилам. Например, работодатель из Москвы или Подмосковья устанавливает на предприятии нерабочие дни с 28 октября.
Как оплатить. Новый локдаун не отличается от режима работы в апреле 2020 года. Нерабочие «президентские» дни не считаются выходными или праздничными днями, и заработную плату начисляют как за обычный рабочий день. Например, сотрудники на окладе в ноябре получат такую же зарплату, как в любой другой месяц. Работникам на сделке работодатель обязан компенсировать нерабочие дни, например, в размере среднего заработка.
Сотрудникам, которые работают в нерабочие дни, оплату начисляют в стандартном одинарном размере. Но работодатель может самостоятельно заплатить им повышенную ставку.
Если работник находится в отпуске, то нерабочие дни на его продолжительности не отражается, и отпуск на эти дни не продлевают. Если у сотрудника отпуск заканчивается 1 ноября, он вместе с остальными работниками уходит на ковидные каникулы с сохранением зарплаты.
Перевод московских сотрудников на удаленку
В Москве с 25 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года организации и ИП переводят на удаленный режим работы:
- не менее 30% персонала;
- сотрудников старше 60 лет;
- работников с хроническими заболеваниями.
При этом не имеет значения, работают сотрудники по трудовому или гражданско-правовому договору.
Требование не распространяется на вакцинированных работников или переболевших COVID-19 в последние 6 месяцев. Кроме них, под исключение попадают сотрудники, чье присутствие на рабочем месте является критически важным. Медики, специалисты предприятий оборонки, «Росатома», «Роскосмоса» и других стратегических отраслей могут продолжить работу в полном составе.
До 25 октября работодатель обязан отчитаться о переводе сотрудников на удаленку. Отчет о количестве удаленных работников подают через личный кабинет на сайте мэра Москвы. Если в компании изменилось количество удаленных работников, работодатель в тот же день подает новый отчет. Если количество сотрудников не меняется, дополнительно отчитываться не нужно.
Новые формы заявлений на зачет и возврат налогов
С 23 октября заявление на возврат и зачет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов нужно подавать на новых бланках. Изменений немного — в заявлении на возврат и на зачет правки одинаковые.
По новым правилам не нужно заполнять поле «Налоговый период» — его убрали с титульного листа. Новые поля «Дата п/п» и «Номер п/п» предназначены для возврата госпошлины, поэтому для возврата налогов и взносов их не заполняют.
Как зачесть и вернуть переплату по налогам
Оплата через СБП для самозанятых
С 1 октября 2021 года самозанятые могут принимать оплату через Систему быстрых платежей (СБП). Для этого самозанятому нужно открыть счет в банке-участнике Системы быстрых платежей и подключить СБП.
После этого самозанятый может генерировать QR-коды для оплаты. Покупатель смартфоном считывает код и оплачивает покупку. Это быстрее, чем перечислять деньги по номеру телефона.
Центробанк обещает, что для самозанятых комиссия за перевод через СБП составит 0,4% от суммы платежа, но не более 1500 ₽.
В ближайшее время мы опубликуем статью, которая расскажет, как работает СБП для самозанятых и можно ли подключить её прямо сейчас. Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить актуальную информацию.
Новые правила заполнения платежек
С 1 октября 2021 года действуют новые правила заполнения платежек на погашение долгов перед бюджетом.
Поле 106. Чтобы оплатить задолженность, в поле 106 нужно указать код ЗД. До 1 октября предприниматели использовали четыре кода:
- ТР — погашение задолженности по требованию ИФНС;
- АП — погашение задолженности по акту проверки;
- ПР — оплата по решению о приостановлении взыскания;
- АР — оплата по исполнительному документу.
Поле 108. Вышеперечисленные четыре кода теперь указывают в поле 108. Буквенное обозначение ставят перед номером документа, на основании которого проводя платеж. При этом знак № ставить не нужно. Например, предприниматель уплачивает задолженность по исполнительному документу 1048, в поле 108 он вписывает АР1048.
Если предприниматель уплачивает текущие налоги и взносы, в поле 108 он ставит 0. Если компания перечисляет налоги по решению об отсрочке, рассрочке или реструктуризации налогового платежа, в поле 108 указывают только номер решения, например, 250.
Поле 101. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и главы КФХ в этом поле указывают единый код 13.
Субсидии за трудоустройство безработных
Программа субсидирования действует с 22 марта 2021 года. По старым условиям работодателю нужно было подать документы на выплату до 1 ноября. Однако 5 октября льготу продлили. Новый срок обращения за субсидией — не позднее 15 декабря 2021 года.
Чтобы получить деньги, нужно трудоустроить безработного, который зарегистрировался в Центре занятости до 1 августа. Для некоторых категорий безработных дата регистрации не важна. К ним относятся:
- выпускники вузов, закончившие обучение в 2020 году;
- инвалиды;
- бывшие заключенные;
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей.
Напомним, что субсидию можно не возвращать, если работодатель на 15 декабря 2021 года сохранил 80% трудоустроенных безработных. Но по новым правилам он может не учитывать работников, которые уволились по собственному желанию.
Увеличили сумму субсидии. Раньше за каждого трудоустроенного безработного работодатель получал три МРОТ. Теперь к этой сумме добавили страховые взносы и вместо 38 376 ₽, работодатель получит 50 000 ₽. Для северных регионов сумма субсидии увеличивается еще и на северный коэффициент.
Чтобы получить субсидию, нужно подать заявление через портал «Работа в России» в разделе «Работодателю» или через личный кабинет на сайте ФСС. Выплату перечисляют трижды: через один, три и шесть месяцев работы трудоустроенного безработного.
Кто получит субсидию.
- Организации и ИП, зарегистрированные до 1 января 2021 года.
- У работодателя нет долгов по зарплате, налогам и страховым взносам.
- Работодатель не проходит ликвидацию, реорганизацию (кроме присоединения), процедуру банкротства.
- Трудоустроенный сотрудник получает зарплату не ниже МРОТ.
Прямые выплаты пособий из ФСС: что надо знать работодателю
Субсидии для пострадавших отраслей
С 1 ноября по 31 декабря 2021 года бизнес из пострадавших отраслей может получить дополнительные субсидии от государства. Размер субсидии равен МРОТ — 12 792 ₽ на одного сотрудника. Количество сотрудников проверят по отчетам: РВС и 6-НДФЛ.
Чтобы получить льготу, руководителю нужно подать заявление в налоговую. Документ можно передать через ТКС или личный кабинет налогоплательщика, послать почтой России. Перечислять субсидии начнут после 15 ноября.
Редакция журнала готовит материал, в котором мы расскажем, кто может рассчитывать на субсидию, как составить заявление и получить деньги. Следите за обновлениями или подпишитесь на рассылку новостей.
Новый отчет за переводы по электронным кошелькам
Если компания проводит платежи через иностранный электронный кошелек, ей придется подавать в ФНС новый отчет. Но только в том случае, если оборот компании по электронному кошельку в пересчете на рубли превысил 600 тысяч. Отчитываться нужно каждый квартал. Бланк отчета состоит из 10 листов, вы можете скачать и заполнить документ.
Первый отчет нужно было подать до 31 октября. Если налогоплательщик опоздал с отчетностью, его могут оштрафовать.
Размер штрафа