Найти тему

Два дня на Святой горе Афон

К обретению мощей блаженного старца Иосифа Ватопедского

В поисках Старца

Начало сентября 2007г. Истекали последние дни моего паломничества на
Святую гору. Вот уже без малого месяц я обходил все афонские монастыри, а также некоторые скиты, кельи в поисках тех людей, которые могли бы «вправить мне на место мозги». А проблем с ними (моими мозгами) было предостаточно: тут и безудержный антиглобализм, и «умные» претензии к своему Священноначалию, и категорическое желание (даже требование!!) с помощью старцев «выглянуть в форточку» - узнать, а что нас ждёт в ближайшем будущем, близок ли Конец Света и т.д. в том же духе. В общем, сложный я был «клиент» для афонитов…

Шенгенская виза истекала на днях, обратный билет на самолёт уже был куплен и нужно было думать о своевременном появлении перед грозными очами таможенника, в аэропорту Салоник. Иначе, штраф 2000 евро. Да, вдобавок, меня ещё пугали возможным штормом на море, а это значит, что паром от Дафни до Уранополи ходить не будет и у меня вылетит ещё один день. Короче, «часики уже тикали».

Ещё в Ульяновске, до отъезда на Афон, мы составили список наиболее известных старцев, которых мне очень желательно было бы посетить. И сейчас, по прошествии месяца, галочки в этом списке стояли уже почти против всех имён и недоставало побывать лишь у одного – у всемирно известного старца, схимонаха Иосифа. По месту жительства, к его имени обычно добавляли – Ватопедский.

Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009). Фото из интернета.
Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009). Фото из интернета.

Особый интерес к нему добавлял факт его духовного родства с Иосифом Исихастом (+1959г.). Ну и, конечно, одно то, что он являлся духовником многочисленной братии Ватопеда говорило о многом.

Но где его искать? Он уже стар и в главный собор Ватопеда на службы каждый день не ходит, в самом монастыре не живёт, а на мои уточняющие вопросы греки сразу разбегались в разные стороны. Словом, берегли Старца все по полной.

Поэтому, в свои первые две поездки в Ватопед я методично, квадрат за квадратом, сужал круг поиска в прилегающих к монастырю скитах. И вот, удача! В одном двухэтажном домике для рабочих, что у самой арсаны (причала), один человек поделился со мной своим предположением, где может находиться келья старца. Но в тот приезд время уже истекало и мне нужно было ехать дальше, поэтому визит к Старцу я немного перенёс. Однако, предполагаемый квадрат запомнил.

Два слова нужно сказать о самом монастыре Ватопед. В иерархии двадцати афонских монастырей он занимает почётное второе место, уступая лишь Великой Лавре прп.Афанасия Афонского. Большое количество насельников сразу бросается в глаза, особенно если Вы обойдёте весь Афон и у Вас будет с чем сравнивать, но бОльшая часть из них заметно смуглолицая. Это греки-киприоты, земляки старца Иосифа, также приехавшего в своё время на Афон с Кипра.

Именно здесь, со Своей надвратной иконы, что висит над входом в монастырь, Матерь Божия в 422г. впервые сообщила Византийской царевне Плакидии (дочери императора Феодосия Великого) Свою волю – никогда не появляться женщинам на земле Афона. В огромном перечне Святынь, пребывающих в монастыре - ковчег с поясом Пресвятой Богородицы, подлинники икон «Всецарица», «Отрада» («Утешение»), святые главы Иоанна Златоуста и Григория Богослова и многие-многие другие величайшие святыни православного мира!

***

И вот я, в третий раз за поездку, направляюсь из Кариеса в этот известнейший монастырь. Пешком, с огромным рюкзаком за спиной.

Основная автодорога «север-юг» проходит на полуострове почти строго по гребню горного хребта. В некоторых местах можно одновременно увидеть и Эгейское море на востоке, и залив Сингитикос на западе.

Вскоре остановился попутный грузовой джип. «Сигноми. Евро охи!» - виновато развёл я руками. («извините, евро нет»). Монахи улыбнулись и махнули рукой. Упав к ним в кузов, даже не стал отстёгиваться от рюкзака. «Какие же добрые люди» - думал я, лежа на полу джипа и наблюдая верхушки высоких деревьев, проплывающих над дорогой.

На развилке машина остановилась, монахи указали мне рукой направление на Ватопед, а сами свернули влево, на Костамонит. Однако, пройдя пару километров по склону вниз, я услышал сзади шум другой машины. Водитель остановился. Оказалось, что Ангелос, так звали моего благодетеля, понтийский грек. Вырос в СССР, на Чёрном море, и недавно со всей семьёй переехал в Грецию. Живут они напротив Афона - на «втором пальце» полуострова Халкидики, а здесь он просто «на вахте», работает водителем в русском скиту Ксилургу. Узнав всё это, ощутил некие добрые предчувствия: «Машина есть, - думал я, - водитель доброжелательный, знает и русский и греческий, а значит, может быть переводчиком. Что тебе ещё надо?»

В тот воскресный вечер Ангелос возвращался в Ксилургу с пристани Дафни – отвозил туда на кораблик настоятеля скита, отца Николая (Генералова). Батюшке то ли из Солоник, то ли из Уранополи позвонила матушка Георгия (Щукина) – игумения нашего Горненского монастыря в Иерусалиме. Приехав в паломничество в Грецию, она очень желала увидеться со своим давнишним духовным другом, ведь отец Николай когда-то служил в этой нашей русской обители.

И вот теперь, отвезя батюшку на корабль, Ангелос был «свободной птицей». Встретив своего, советского, он согласился безплатно подбросить меня до Ватопеда. Но когда в разговоре узнал, что меня интересует старец Иосиф, загорелся. «Ты знаешь, - сказал он, - я много слышал о нём. И мне даже стыдно – столько лет здесь работаю, а у отца Иосифа так ни разу и не был. Поехали к нему вместе». Ну, что я должен был ему ответить? В моих глазах уже давно светилась радость!

Ангелос сначала заехал в сам монастырь. Но от его прямолинейных вопросов о батюшке все ожидаемо уклонялись. Потом один из собеседников-греков дорогу всё же указал, но посоветовал приехать к батюшке лишь завтра, после 10 час. утра. Обрадованные, мы решили перед отъездом всё же окончательно выяснить место скита. Немного покружив с западной стороны Ватопеда, мы этот скит «нащупали», но безпокоить старца и его келейника не стали. Кстати, местонахождение скита в точности совпало с моей информацией от того рабочего с арсаны.

«Пойдём, Сергий, я отвезу тебя к нам в Ксилургу, - сказал мне Ангелос, - покушаешь, переночуешь. А утром мы с тобой вместе поедем к отцу Иосифу. А если устал, у нас и вино виноградное хорошее есть». «Я не пью. Вообще», - решительно ответил я. Ангелос недоверчиво хмыкнул: «Первый раз вижу русского, который не пьёт!»…

Святые ратники княгини Ольги

Скит Ксилургу - это небольшой пятачок цивилизации в густом лесу. И переводится он с греческого, примерно, как «лесосека». Юридически он относится к русскому Свято-Пантелеимоновскому монастырю. Это - один из немногих уцелевших на сегодня осколков некогда разветвлённой сети русских скитов на Святой горе. И, словно невынутая заноза, бередит эту мысль русский красавец - белоснежный Ильинский скит. Он раскинулся совсем недалеко, к югу от Ксилургу. Его отсюда хорошо видно, но на сегодня там хозяева уже греки.

Несмотря на свою удалённость и невеликость, Ксилургу в истории Русского Афона занимает выдающуюся роль. Как мне рассказал насельник скита, иеродиакон Владимир, именно здесь стали впервые селиться русские христиане. И в их первой волне были… ратники киевской княгини Ольги! Случилось это так.

Когда бабушка будущего князя Владимира, княгиня Ольга, в 954г. отправилась в паломничество в Царьград, то её, как важную особу, сопровождала довольно крупная флотилия русских боевых кораблей. Прожив в столице Византии три-четыре года, княгиня в 957г. приняла святое Крещение с именем Елена и вместе с ней, предположительно, приняли Христианство многие из сопровождавших её русских воинов. Здесь, в Константинополе, они узнали от греков не только о Христианстве как таковом, но и о монашестве, и о Святой горе Афон, как особом Уделе Пресвятой Богородицы на земле. Не удивительно, что некоторые из ратников из охраны княгини пожелали не только креститься, не только принять монашеский постриг, но и отправиться туда спасаться - на Агион Орос, на Святую гору Афон. Они сняли свои ратные облачения, оставили оружие и, получив благословение княгини, навсегда расстались с боевыми друзьями. Сколько их тогда было, сейчас сказать достоверно уже невозможно.

Место для своего поселения они выбрали именно здесь, в глухом лесу. И так, постепенно, в течение десятилетий, сложился небольшой островок Руси на Афоне. По некоторым данным, здесь жили некоторое время будущие великие святые Русской Церкви: прп.Антоний Киево-Печерский именно здесь принял свой монашеский постриг, здесь молился и духовно возрастал прп.Паисий (Величковский) - основоположник на Руси института старчества. Именно здесь, в течение десяти лет подвизался будущий преподобный Нил Сорский - певец русской аскезы. Все они, находясь на Афоне, упорно изучали греческий язык, проводили много времени в библиотеках афонских монастырей, в беседах с монахами, усердно впитывали в себя почти тысячелетний духовный опыт Христианства.

Но, всё же, наибольшее впечатление произвела на меня костница – братская усыпальница. Отец Владимир рассказывает: «Вот, поглядите. Это - главы тех самых ратников княгини Ольги. Посмотрите – они все или белые или золотистые!»

Не знаю, нужно ли моим читателям пояснять, что это значит? Что согласно афонской традиции, это означает, что души этих монахов пребывают ныне в Царстве Небесном.

***

А уже на следующее утро, перед отъездом, я сподобился огромного облегчения – обычной, нормальной исповеди в храме! Поясню.

19 августа 2007г. я оказался на вершине горы Афон. Там находится храм Преображения Господня. В его Престольный праздник, панИгер, к нему собралось не менее пятисот паломников. Ночью служилась Литургия, но исповеди не было. У греков так принято. Я с надеждой оглядывал в ночи огромную толпу паломников, но русскоязычных священников так и не нашёл. Миряне были, а вот родных русских попов нигде не увидел. И что в итоге? Так и пришлось, впервые в жизни, причащаться вообще без исповеди! Состояние, мягко говоря, не очень приятное. Мне бы догадаться исповедаться заранее, внизу, но… Так и спустился с горы, с зажатым в руках списком грехов. Утешал себя тем, что эти грехи в себе выявил, записал и теперь они уже «никуда не денутся» и что, рано или поздно, где-нибудь, я их обязательно исповедаю. Однако носить в себе всё это «добро» пришлось довольно долго.

Святыня скита Ксилургу - икона "Сладкое лобзание" ("Гликофилусса"). Фото автора.
Святыня скита Ксилургу - икона "Сладкое лобзание" ("Гликофилусса"). Фото автора.

И вот, спустя две недели, этот радостный момент настал! А произошло это в храме скита Ксилургу, у их главной святыни – чудотворной иконы «Сладкое лобзание» («Гликофилусса»), под эпитрахилью старейшего насельника скита иеромонаха Мартиниана (Синягаева). Помню то огромное облегчение, какое я испытал, исповедав, наконец, мои те самые «афонские добродетели». Лёгкость души и радость не покидали меня после этого несколько дней подряд!

Неожиданно узнал от батюшки, что мы с ним почти земляки – его родиной был город Бугульма в Татарстане. А на Афоне он прожил на тот момент уже более тридцати лет! Забыть этого крепко сложенного человека невозможно – моя довольно крупная ладонь в его богатырской руке просто тонула. В последующие годы он стал здесь скитоначальником, а в 2017г. мирно отошёл в Жизнь Вечную. Упокой, Господи, душу этого Своего смиренного труженика!

Необычная «беседа» со Старцем

Когда ты находишься в святом месте и имеешь дело с явными подвижниками веры, то пытаться что-либо предугадать не имеет смысла. Пустой труд. Всё будет не так, как захотел ты, а как будет угодно Богу. Наше дело - внимать и смиряться. На Афоне у меня было несколько таких случаев и это духовное правило я усвоил «железобетонно». Именно так случилось и в тот раз.

***

У ограды скита батюшки Иосифа мы с Ангелосом оказались вовремя, в 10ч. утра. Что из себя представляла келлия отца Иосифа? В памяти остался одноэтажный дом, простейшей постройки, словно коробка. Несколько окон. Большой пустынный двор, слегка заросший травой, и на расстоянии 20-30 метров от дома забор по типу сетки-рабицы. Калитка была крепко заперта, колокольчика или кнопки звонка не было.

Понял - нужно молиться. И погромче. И я буквально закричал:

«Кирие Иису Христэ! (Господи, Иисусе Христе!)

Йе ту Феу. Элейсон мэ. (Сыне Божий. Помилуй мя)

Тон амортолон!» (Грешнаго!)

В переводе с церковного на светский язык, это означало: «Батюшка! Можно ли к Вам зайти?»

Последовала продолжительная пауза. Кажется, я прокричал тогда молитву снова.

Неслышно отворилась дверь и к нашим воротам направился средних лет монах, видимо, келейник отца Иосифа. Он не стал отворять калитку, а обратился ко мне через сетку, Ангелос сразу приготовился к переводу…

Келейник сказал: «Когда Вы сейчас кричали молитву, Старец Вас слышал. Он подозвал меня к себе и сказал: «Иди, подойди к порте (воротам), там пришёл один русский. Он уже обошёл весь Афон и со многими старцами уже встречался. И всё, что ему надо, они ему уже всё сказали. Мне добавить нечего! Иди и скажи ему это. А я не могу… <его принять>, у меня сердце болит…».

Келейник развернулся и тихо ушёл. Немая сцена…

Лихорадочно стал соображать. Та-ак:

  1. «Русский» - откуда он мог знать? Я ему не представлялся.
  2. «Один» - а если нас было двое – трое? Откуда знает?
  3. «Он уже обошёл весь Афон» - опять, откуда ему это известно?
  4. Встречался «со многими старцами» - снова, откуда «утечка»?
  5. «И всё, что ему надо, они ему уже всё сказали» - откуда знает то, что именно мне надо?
  6. «Мне добавить нечего!» - чтобы так говорить, надо присутствовать при тех наших беседах и знать, что они говорили мне.

Да, я был, конечно, слегка раздосадован тем, что не удалась именно личная встреча. Тем более, что в рюкзаке лежало две видеокамеры и я лелеял тайную надежду на видеоинтервью. И потом, где-то было осознание того, что в ЭТОЙ жизни мы с ним уже больше не встретимся.

Но тем не менее, даже такое опосредованное общение оставляло впечатление просто ошеломительное! Снова, уже в который раз за свою недолгую православную жизнь, я прикоснулся к несомненному проявлению Божественной Тайны! И снова всё это вызывало в душе лишь священный трепет и восторг!

***

Прошло от того дня без малого два года и на рассвете, 1 июля 2009 года, отец Иосиф ушёл в Вечность. Туда, куда он всей душой стремился всю свою сознательную жизнь. Закончился его многотрудный земной путь.

Ему было около 88 лет. Но и здесь Господь зримо указал всем нам на безусловную исключительность личности ушедшего - спустя примерно полтора часа после кончины лицо старца вдруг озарила блаженная улыбка!

Более тысячи молящихся было при его погребении за алтарём главного монастырского храма Ватопеда. И, думаю, у многих была тогда уверенность, что слишком глубоко закапывать тело старца не нужно…

И вот, 20 октября 2021г. пришло радостное известие – мощи старца Иосифа обретены! Афонский чин обретения мощей возглавил его духовный сын, иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Лимассольский Афанасий. Согласно этому древнему чину, костные останки были подняты из гробницы и омыты красным вином. Всем присутствующим открылась глава подвижника золотисто-жёлтого цвета. Да, его ещё не прославили в лике святых. Но, думается, что это всего лишь дело времени.

Сергей Серюбин

г.Ульяновск

02 11 2021г.

#афон #Ватопед #Cтарец_Иосиф #Ксилургу

Если Вам понравилась статья – не забудьте поставить лайк, оставить комментарий и подписаться (нажать вверху колокольчик). Спаси Вас Господи!