Проходя Верхний сад, попадаешь в платную часть Петергофа - Нижний парк. Нижний парк начинается с Большого дворца.
Первоначально на месте Большого дворца был скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко». При императрице Елизавете Петровне дворцы, которые были тогда в Петергофе, оказались слишком малы для масштабных елизаветинских «куртагов». Русский императорский двор разросся, увеличилась свита, что предопределило масштабное строительства нового дворца. В 1745 года императрица Елизавета Петровна повелела архитектору Ф.Б. Растрелли спроектировать реконструкцию Большого дворца. Он был перестроен по модели Версаля в стиле зрелого барокко. Вид на фасад Большого дворца впечатляет, но внутри он довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Единственное, что впечатляет - вид из царской столовой на Большой каскад, тут можно только позавидовать нашим царям-императорам, они обедали и наслаждались красотой Нижнего парка.
В годы Великой Отечественной войны и Большой дворец, и Большой каскад были разрушены.
Еще до полного снятия вражеской блокады в 1943 году в городе Ленинграде было открыто Архитектурно-художественное училище, где готовили редких художественных специалистов: живописцев, скульпторов, лепщиков-модельщиков, резчиков по дереву и камню, мраморщиков. Кроме этого, в городе было создано несколько учебных заведений, где обучали строительному делу и прикладным искусствам.
Возрождение дворцово-парковых ансамблей Петергофа - уникальный, масштабный, не имеющим аналогов в мире, процесс. Реставрация потребовала восстановления утраченных технологий изготовления художественных произведений, деталей отделки эпохи барокко и классицизма. В 1951 году Ленгорисполком было принято решение о консервации и восстановлении Большого дворца. В Ленинграде после блокады трудно было найти материалы, людей и средства. И все же большими усилиями удалось собрать материалы для производства реставрационных работ, найти мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Консервация здания требовала необходимых строительных работ. Для этого в короткий срок была налажена работа столярных мастерских, литейного и кузнечного цехов.
К реставрации Большого дворца привлекли только что созданный «Ремстройтрест» Петродворцовского района, часть подсобных работ поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце. В том же 1951 году началось финансирование работ. Группа проектировщиков из специальных научно-реставрационных производственных мастерских во главе с архитектором В. М. Савковым, была переведена в Ленпроект и продолжила разработку проекта, который предусматривал сохранение прежних габаритов помещений центральной части дворца как ценной в историческом отношении. К 1958 году фасады всего дворца с церковью и были полностью отреставрированы. Приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками были воссозданы по архивным фотографиям.
Реставрационные работы в Петергофе - результат кропотливого труда многих высококвалифицированных специалистов, иногда, результат удачи и счастливого случая. Тут можно привести один пример, благодаря которому станут понятны масштаб и ценность проведенной реконструкции.
Перед реставраторами стояла особая задача -восстановление изразцовых печей XVIII века в Китайских кабинетах и других залах Большого дворца. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был утрачен. Возрождение технологии доверили архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого были успешно изготовлены образцы изразцов. Архитектор привлек к работам по воссозданию керамических изразцов выпускника ЛВХПу имени В. Ф. Мухиной Б. А. Мицкевича, которому в результате экспериментов удалось добиться нужного результата. Теперь Б. А. Мицкевич был приглашен в Петергоф для восстановления печей в Китайских кабинетах. Восстанавливать «китайские печи» Петергофа долгое время не решались из-за отсутствия технологии изготовления китайской керамики, которую мастера из Китая держали в секрете. Но помог случай. Научный сотрудник В. В. Знаменов, будущий директор музея, обнаружил в хранилище архитектурных фрагментов подлинную деталь от печки. Фрагмент керамики проанализировали и установили, что печи эти не были сделаны в Китае, а являлись хорошей русской "подделкой". И тут реставрация Китайских кабинетов пошла в полную силу.
В 1985 году была завершена реконструкция всех китайских печей Петергофа.
Спустя годы можно сказать, что Петергоф и другие пригороды с их замечательными дворцами и парками, которые были разрушены вандалами ХХ века в форме гитлеровских солдат, возвращены мировому сообществу в состоянии максимально приближенному к довоенному. Огромные усилия реставраторов и всех причастных к восстановлению памятников культуры не были потрачены зря.
В следующей статье будут описаны фонтаны Нижнего парка и то, как они функционируют.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк.
#санкт-петербург
#петергоф
#нижний парк
#большой петергофский дворец
#реставрация петерфога