"Бриллиантовая рука" вышла в 1969 году. Это одна из самых любимых народом и популярных комедий Леонида Гайдая. Как снимали картину и что осталось за кадром?
Создатели фильма как-то прочитали заметку в иностранном журнале о жизни контрабандистов, которые перевозили ценности в гипсе. Это и послужило идеей для написания сценария.
Съемки проходили в Адлере, Туапсе, Судаке, Сочи, в павильонах Мосфильма. В Баку снимали приключения героев за границей. В Смоленской области - сцены на вертолете.
Герою Юрия Никулина несколько раз меняли фамилию - сначала он был Тимошкин, потом Павлик, в конце остановились на Горбункове. Многие эпизоды из первоначального сценария убрали. Например, в финале супруга Семен Семеныча признается, что ждет ребенка.
А на банкете к Шефу должны были прийти пионеры и поздравить его.
Кандидатура Юрия Никулина не обсуждалась, режиссер уже знал, что возьмет его на роль.
Но на Гешу претендовали Валерий Носик, Рудольф Рудин. Худсовет предлагал режиссеру на роль Козодоева - Георгия Вицина, но Гайдай не согласился. Зрители привыкли видеть троих актеров в кино, а для Моргунова роли не было.
Никулин взял отпуск в цирке на шесть месяцев для съемок. Его супруга Татьяна и сын Максим отправились вместе с актером на юг.
На роль Лелика пробы проходили Михаил Пуговкин, Леонид Сатановский.
Нина Гребешкова пробовалась вместе с Ией Савиной. Супруга режиссера отлично справилась с ролью жены Горбункова. Ей не понравилась сначала героиня, Гребешкова сделала ее более решительную, настойчивую.
Огромного мужчину в расстегнутой рубашке и с черепом на груди сыграл журналист «Комсомольской правды». Ему пообещали за участие интервью с Никулиным.
Не обошлось и без курьезных случаев. Однажды уборщица обнаружила «труп» актера Юрия Никулина. Перепуганная женщина не знала, что подвал гостиницы съемочной группой использовался для хранения реквизита. А «труп» изготовили для сцены, где Семен Семеныч вывалился из автомобиля, пролетающего над лесом. Манекен еще и накрыли простыней.
«Непереводимую игру слов» придумал Леонид Каневский, она состояла из известных фамилий.
Жена Никулина снялась в фильме в роли экскурсовода, а сын Максим в роли незнакомого мальчика. Его толкнул герой Миронова в воду. Интересно, что этот эпизод не получался, Максим падал быстрее, чем Миронов его успел толкнуть. Тогда они пошли на хитрость. Сказали, что дядя Андрей больше не будет его толкать. Максим ничего не подозревал, когда неожиданно полетел в воду.
А небольшой остров, где Геша кричал «Помогите!» находился неподалеку от пляжа. На призыв откликнулись отдыхающие и спасатели.
Однажды Папанову долго пришлось сидеть в холодном море, при работе над сценой под водой. Оператору никак не удавалось снять эпизод как надо, и когда он в очередной раз допустил ошибку, Папанов закричал «Идиот!». Это слово и вошло в фильм.
Картину называли самой эротичной в те годы, благодаря сцене соблазнения героини Светличной, стеснительного Семена Семеновича.
Песенку на теплоходе Миронов спел сам, режиссер не хотел вставлять ее в фильм. Но потом ему понравилась импровизация в конце с иностранными словами. Композицию «Помоги мне» исполнили Аида Ведищева. Вместо «Песни про зайцев» должна была звучать другая, но Александру Зацепину не понравился этот вариант и Леонид Дербенев предложил другой.
На роль управдомши пригласили Нонну Мордюкову. Вышестоящее руководство выговаривало Гайдаю, что она не управдом, а скорее секретарь райкома по идеологии.
Мотоцикл одолжили местные жители, Миронов не мог управлять транспортным средством и его заменил загримированный владелец «Ява-250».
Цензура конечно заметила и пьянство, и падшую женщину в картине. Но режиссер придумал хитрый ход - в финале продемонстрировал ядерный взрыв. Тогда цензоры потребовали убрать его, ну а «сомнительные» кадры так и оставили.