Семь лет назад мы жили в Калуге. Полгода. Пришла, значит, я в Храм рядом с домом. Это я делаю первым делом, когда приезжаю куда-либо. Познакомилась с прихожанами: творческая интеллигенция, прекрасный приход, все хорошо.
Спустя неделю подхожу к настоятелю, спрашиваю, когда исповедь, как у вас здесь все проходит.
Он мне отвечает: «Исповедь тогда-то, вот, и посмотрим, кто достоин Причастия, а кто - нет!».
Я на секунду даже замерла от услышанного. Его слова буквально ошпарили. Оскорбилась. Впервые такое слышала. Исповедоваться и причащаться я с тех пор ездила в Кафедральный Собор, а дочку свою, малышку, носила к нему причащаться каждую неделю.
Он был хороший батюшка, просто замечательный. Строгий. Я таких люблю. Но каяться перед Богом в его присутствии я не могла. Пойти к нему за духовной помощью тоже. Сначала я обижалась на него за те слова, а потом боялась. Страдала.
Однажды в своей проповеди он скажет, что преступно ходить в Храм просто так и не причащаться.
"Конечно,- внутренне соглашусь с ним я. - Только подойти к Вам я не могу! - буду внутренне кричать я ему в этот момент! - Видит Бог, я собиралась, плакала внутренне, но никак. Я даже представляла, как пойду, все проговорю, все расскажу. Тщетно."
Многие годы я корила себя, что , дескать, я что-то не так услышала, поняла. И внутренне сама себе отвечала: «Да, что тут понимать не так, когда он сказал то, что сказал? Какая тут может быть еще трактовка?»
Ни в коем случае не осуждаю его. Мне было хорошо на его службах, я приходила и среди недели, но исповедывал и причащал меня совершенно другой батюшка.
Вот, казалось бы, одна фраза, что-то не так кто-то понял, или другой человек не так сказал. Кому-то что-то показалось. Или нет?
Я тогда рассуждала так: мы все здесь грешники, да кто достоин? Никто. И вообще, человек выплакал все в себе, пришел, надо радоваться. Всем!)
Потом, спустя годы, я решу этот вопрос со своим постоянным духовником, все пойму, что я была неправа. А потом прочитаю про пять классов людей, которым Святые Отцы воспрещают приступить к Святому Причастию.
Первый – оглашенные, как еще не крещеные.
Второй – крещеные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела: блудники, убийцы, лихоимцы, гордецы, завистники, злопамятные, которые не чувствуют, что являются врагами Богу, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются.
Третий- бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство.
Четвертый – те, которые раскаялись, прекратили греховные дела свои, исповедались, но несут наложенную на них епитимью.
И пятый – те, которые еще не дошли до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной.
А дочка моя любила причащаться у него. И когда мы уезжали из Калуги, он, помню, сказал ей: «Ну, вот, только мы друг к другу привыкли, и расстаемся!»
На память подарил нашей семье икону Сергия Радонежского.
Ума у меня с тех пор прибавилось.