Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Морские пехотинцы – братья воздушных десантников

Елисеев С. П. На учениях ВВС под Воронежем 2 августа 1930 г. было продемонстрировано опытное десантирование группы летно-технического состава численностью 30 человек с трех самолетов парашютным способом под руководством старшего летчика Л. Г. Минова. Одновременно на шести парашютах для десантников было сброшено вооружение. Подведя итоги этого эксперимента, Реввоенсовет решил создать более крупные воздушно-десантные формирования для действий в тылу противника. К Великой Отечественной войне в Красной Армии уже было пять воздушно-десантных корпусов. Позднее дата 2 августа стала отмечаться как День создания Воздушно-десантных войск. В этом году ВДВ отмечают свой 90- летний юбилей. Со времени Петра I понятия «десант», или «морская пехота», ассоциировались с военно-морским флотом. Но после Гражданской войны руководство страны не придавало особого значения морской пехоте. Накануне большой войны в Европе в июле 1939 г. на Балтийском флоте была создана 1-я бригада морской пехоты. Имелись также
Оглавление

Елисеев С. П.

На учениях ВВС под Воронежем 2 августа 1930 г. было продемонстрировано опытное десантирование группы летно-технического состава численностью 30 человек с трех самолетов парашютным способом под руководством старшего летчика Л. Г. Минова. Одновременно на шести парашютах для десантников было сброшено вооружение. Подведя итоги этого эксперимента, Реввоенсовет решил создать более крупные воздушно-десантные формирования для действий в тылу противника. К Великой Отечественной войне в Красной Армии уже было пять воздушно-десантных корпусов. Позднее дата 2 августа стала отмечаться как День создания Воздушно-десантных войск. В этом году ВДВ отмечают свой 90- летний юбилей.

Со времени Петра I понятия «десант», или «морская пехота», ассоциировались с военно-морским флотом. Но после Гражданской войны руководство страны не придавало особого значения морской пехоте. Накануне большой войны в Европе в июле 1939 г. на Балтийском флоте была создана 1-я бригада морской пехоты. Имелись также отдельные роты морпехов в составе двух флотилий.

С началом Великой Отечественной войны отношение высшего военного руководства к морской пехоте в корне изменилось. Численность ее быстро достигла 200 тысяч человек.

Опыт сухопутного и авиационного командования по формированию воздушно-десантных войск изучался командованием морской пехоты, но специальных подразделений, подготовленных для воздушного десантирования, не создавалось. Нужна ли воздушно-десантная подготовка морпехам – этот вопрос оставался открытым до обороны Одессы 1941 года, когда обстановка потребовала выброски группы морских пехотинцев в ближний тыл противника.

Сложилось так, что потребовалось отбросить румыно-немецкие войска от Одессы с тем, чтобы они не могли обстреливать город и порт из артиллерийских орудий. С этой целью 22 сентября 1941 года наши войска нанесли комбинированный контрудар. В ходе него был выброшен впервые в истории морской пехоты воздушный десант, который, выполнив задачу в тылу противника, соединился с морским десантом. Благодаря отвлекающим действиям десантов две стрелковые дивизии сумели отбросить противника на пять–восемь километров.

Тогда на подготовку парашютистов было отведено только три дня. За это время их экипировали и вооружили соответствующим образом. Провели также элементарную наземную парашютную подготовку, так как большинству из отобранных для воздушного десантирования бойцов прыгать с парашютом раньше не приходилось. Каждый моряк-парашютист был вооружен автоматом или самозарядной винтовкой, шестью гранатами и десантным ножом. Кроме того, десантникам-парашютистам выдали кусачки, «кошки», специальные ножи. Ночью 22 сентября 1941 года на самолете ТБ-3 в тылу румынских войск, против которых направлялся основной удар морского десанта, была выброшена группа парашютистов из 22 человек. 23-й парашютист не десантировался, так как ТБ-3 вышел из зоны выброски. Своими действиями десантники создали панику во вражеском тылу, нарушили связь между частями румынской дивизии, взорвали командный пункт и ряд других объектов. Задача по отвлечению внимания от основных сил десанта была успешно выполнена. Парашютисты соединились с морским десантом и ударили по противнику с тыла.

Вернулись с задания 11 моряков: Федор Воронков, Павел Литовченко, Алексей Котиков, Роман Перепелица, Александр Леонтьев, Михаил Негреба, Василий Чумичев, Михаил Бакланов, Вячеслав Богданов, Григорий Елисеев, Петр Королев. Потери: двое раненых и девять погибших. Участники воздушного десанта были награждены орденами.

Командование по результатам первого воздушного десанта морских пехотинцев сделало выводы: «…1. Парашютно-десантная группа задачу выполнила и свое назначение оправдала. 2. Группу парашютистов в 13 человек используем как основной костяк в создании парашютно-десантных отрядов. 3. На ближайший период ставим задачу о создании более крупной и наиболее подготовленной группы. 4. Наиболее эффективным оружием оказалась не винтовка, а граната и автопистолет (так в тексте. – С. Е.). 5. Белый купол парашюта себя демаскирует; необходима покраска парашютов в маскирующий цвет. 6. Каждому бойцу необходимы перевязочные материалы для оказания первой медицинской помощи. 7. Крайне необходимо иметь парашютисту кусачки, «кошки», нож и другие мелкие инструменты (для нарушения телефонной связи. – С. Е.)».

Дальнейшее освоение парашютного дела шло в боевой обстановке и «на скорую руку». Добровольцев на десантирование с воздуха среди морпехов было много. Мужества у них хватало, но мастерства на первых порах не наблюдалось. Так, легендарный морской пехотинец, представленный в 1944 году к званию Героя Советского Союза, Дмитрий Дмитриевич Вонлярский (1921–2007 гг.) не без флотского юмора вспоминал: «Первый прыжок помню. Я опаздывал в ПДБ (парашютно-десантный батальон. – С. Е.) и когда понял, что меня должны отчислить, побежал на прием к майору Орлову (комбату. – С. Е.). И очень интересная была сцена. «Возьмите меня, – сорвалось у меня, – ведь я уже прыгал». Хотя нигде и никогда не прыгал. Самое интересное, что он у меня спросил, где и как? «Прыгал в парке культуры и отдыха с вышки», – сказал я. Он засмеялся. «Ну, посмотрим». Меня включили в десятку. И я первый же попал на ночной прыжок. Ну, думаю, здесь я постараюсь обхитрить. Когда завелись моторы, я встал в хвост. Посмотрю, думаю, как все прыгают, так и я прыгну. Но оказалось, что последний, то есть я, должен прыгать первым. А прыгать надо в бомбовой люк. Когда открыли люк, говорят: «Пошел!» Я говорю: «Есть, пошел». А сам стою на коленке. Мне: «Пошел, мать твою тыдысюды!». Я: «Есть мать твою тыды-сюды!» И прыгнул! Прыжок был без конца, прямо с … Приземлился, как положено. Получил премию, как все получали. За прыжки мы получали кружку какао и бутерброд с колбасой. Я попросился еще раз. «Ты что?» Я говорю: «Колбасы хочу». Вот так.»

-2

Потом с группой десантников Дмитрия Дмитриевича не раз забрасывали в тыл врага. Он знал, что такое рукопашный бой, когда стреляют в упор, пускают в ход ножи и даже камни. Иногда Вонлярский переодевался в форму немецкого офицера, так как он неплохо говорил по-немецки. Тогда впереди группы шел «Дим Димыч» (так его звали товарищи), что помогало снимать часовых.

История применения парашютного десанта в морской пехоте свидетельствует, что флотское командование парашютные подразделения считало средством обеспечения успеха пехоты в прибрежной зоне (например, Керченско-Феодосийская десантная операция).

Воздушный десант морских пехотинцев, как основной исполнитель боевой задачи, за всю Великую Отечественную войну применялся лишь в 1942 году с целью захвата аэродрома в Майкопе и уничтожения на нем авиационной техники, что должно было свести на «нет» превосходство противника в воздухе. Десантники в дневных условиях (!) сумели выполнить это сложнейшее задание.

Когда поднимался вопрос о способе комплектования парашютных частей в морской пехоте, то решали не создавать их с постоянным штатом, а формировать при необходимости.

-3

Нельзя не упомянуть, что морская пехота применяла и посадочный способ десантирования. Так, во время войны против Японии 24 августа 1945 года в Порт-Артуре сели шесть, а в порту Дальнем 12 летающих лодок «Каталина» с десантом моряков Тихоокеанского флота (265 человек). Командовал десантом Герой Советского Союза капитан 1 ранга Александр Владимирович Трипольский (подводник по специальности).

Таким образом, за свой короткий период существования парашютные подразделения морской пехоты продемонстрировали в условиях Великой Отечественной войны, что воздушные десанты являются эффективным средством вооруженной борьбы в интересах и военно-морских сил.

В настоящее время воздушно-десантная подготовка является обязательным элементом боевой подготовки морской пехоты. По открытым данным за год службы в мирное время морпехи делают не менее шести-восьми прыжков с парашютом и в этом смысле они братья десантников из ВДВ.

Июль–август 2020 года, № 5

-4
-5

Предыдущая часть:

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Елисеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен