В Мастерской Петра Фоменко поставили роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, за который он получил Нобелевскую премию. Спектакль вышел неоднозначный.
Роман охватывает жизнь российской интеллигенции с 1903 до 1945г, в спектакле до 1929г, и начинается с взросления Юрия Живаго. Помимо него много геров как главных, так и второстепенных, которых жизнь то сводит, то разводит. В вихре революции разъединяются семьи, теряются близкие, в других городах находятся старые друзья. Действие переносится из Москвы на Урал и обратно. Через биографию врача-поэта Юрия рассказывается о жизни и смерти, о любви, интеллигенции и ужасах революции.
Еще читая роман, у меня сложилось впечатление, что он больше про женские судьбы, чем про самого Живаго. В спектакле это тоже четко прослеживается - много внимания уделено женским персонажам. На первом плане Лара Гишар, подруга и впоследствии любовница Живаго. Но Ольга Бодрова, которая ее играет, в этой роли неубедительна. Она слишком молода для героини Лары.
Почти у каждого актера в спектакле одна проблема - они не взрослеют вместе со своими персонажами, хотя играют роман длинною в жизнь о семье, войне, плене, лишениях, революции, расставаниях. С героями не происходит никакой трансформации, это те же ребята-гимназисты из первого акта. У меня сложилось впечатление, что актеры играют не прожив, не прочувствовав.
Из хорошего - Карэн Бадалов в роли адвоката Комаровского и короткая роль Полины Кутеповой в первом акте (мадам Гишар).
Из яркого - монолог Тони (жена Юрия, играет Екатерина Смирнова) с прощальным письмом Живаго, что её с детьми высылают из России. Здесь сконцентрирована вся драма.
Остальное - скучное повествование, зачем-то растянутое на 5 часов. Третий акт динамичней остальных. Быстро обыграли финал, как Юра вернулся в Москву с Урала, опустился и забросил работу, и нелепо умер от сердечного приступа на улице.
Декораций и музыки как таковых нет. За редкими вспышками достоверной игры актеров держать внимание 5 часов просто нечем.
Интересно, что «Доктор Живаго» это автобиография самого Пастернака, только не реальной жизни, а той, какой он хотел бы жить. Но хотел бы он, чтобы это так сыграли …