بسم الله الرحمن الرحيم
Ислам часто обвиняют в агрессивности и милитаризме. Но и среди критиков мы найдём мало ярых пацифистов. Мы не услышим от них критики в адрес мировых держав за то, что у них есть огромные бюджеты на ОПК. Или за производство и продажу всех типов оружия по всему миру. Более того, они могут оправдывать вторжения в другие страны под предлогом распространения демократии, социализма или помощи "братскому" народу. Почему так?
Потому что все знают крылатую фразу "Хочешь мира - готовься к войне". Знают, что добро должно быть с кулаками. И им вовсе не хочется видеть кулаки у мусульман. Но Ислам - всеохватная религия, которая учит нас жить правильно. И если человечество всю свою историю воюет, то Ислам не может обойти стороной этот аспект. Жизнь на этой планете так устроена, что нужно быть готовыми защищать себя и своё. Это понимает каждый здравомыслящий и рациональный человек. Даже христиане, провозгласившие принцип "бьют по правой щеке, подставь левую", никогда не жили по нему. Принцип веками и тысячелетиями скорее был: на войне, как на войне. Армии завоевателей всегда были жестоки, убивали всех подряд, разрушали и сжигали селения, надругались над женщинами. Кровожадность тех же крестоносцев навсегда останется в истории. Даже сегодня солдаты не отличаются нравственностью и гуманизмом.
Ислам же, не запретив воевать, а порой даже поощряя сражение во имя веры, установил правила и рамки ведения этой войны. Когда "прогрессивное человечество" разрабатывало Гаагские и Женевские конвенции в 18-19 веках, мусульмане следовали "исламской конвенции" уже в седьмом веке.
Рассмотрим некоторые положения Ислама, связанные с военным положением.
Запрещено убивать женщин и детей во время войны
Всевышний Аллах говорит:
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих»
(аль-Бакъара 2: 190).
Ибн ‘Аббас поясняя слова Всевышнего, сказал:
“Не убивайте женщин, детей, стариков и тех, кто обратился к вам с миром и не сражается с вами! А если вы совершите это, то вы преступившие границы”.
См. “Тафсир ат-Табари” 2546.
Имам Ибн Джарир ат-Табари, живший около 1200 лет назад, в толковании этого аята сказал:
“Аллах не любит тех, кто преступает Его границы и установления, которые делают дозволенным то, что Аллах запретил, к чему относится убийства женщин и детей многобожников, которых Аллах запретил убивать”.
См. “Тафсир ат-Табари” 2/75.
Однажды, когда обнаружили на поле битвы убитую женщину (немусульманку), пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Нельзя было ее убивать, ибо она не из числа сражающихся!»
(Ибн Маджах 2/195, Ибн Хиббан 1656.)
Запрещено убивать монахов
Когда приходилось воевать, пророк Мухаммад ﷺ говорил воинам:
«Вы не должны убивать ни ребенка, ни женщину, ни дряхлого старика, ни поклоняющегося, который находится в своей келье»
( Муслим, 4522)
Поэтому имам аш-Шафи’и говорил: “Никому из мусульман не разрешается целенаправленно убивать женщин и детей, ибо посланник Аллаха ﷺ запретил это. Они не относятся к числу тех, с кем дозволено сражение. Также необходимо воздерживаться от убийства монахов, где бы они ни находились: в кельях, монастырях или в пустыне. Мы отказываемся от убийства каждого, кто посвятил себя монашеству, именно так поступал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах”.
См. “аль-Умм” 4/239-240.
Запрещено убивать стариков и работников (земледельцев, пастухов и др., которые не участвуют в войне)
От Рабаха ибн Раби’а сообщается, что во время одного из военных походов посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Скажите Халиду, чтобы не убивал стариков, женщин и работников!».
Ахмад 3/488, Абу Дауд 1/416.
Т.о. Ислам запрещает убивать тех, кто не относится к вражескому войску. Также Ислам запрещает уродовать тела убитых. Запрещает без нужды разрушать строения или вредить посевам, садам, домашнему скоту.
Назначая руководителей военных походов, Пророк ﷺ приказывал им бояться Аллаха и хорошо относиться к мусульманам, поступающим под их начало, а затем говорил:
"Отправляйтесь в военный поход на пути Аллаха с именем Аллаха! Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха! Воюйте, но не совершайте измены (не нарушайте договора), не присваивайте себе незаконно военные трофеи, не уродуйте тела убитых, не убивайте детей!"
(Муслим, 1731)
Также он говорил:
"Не поступайте вероломно, не совершайте набегов, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в кельях, не вырубайте пальм и других деревьев и не разрушайте никаких строений”.
(Жизнь Пророка, Мубаракфури)
Подобное наставление делал и первый халиф Абу Бакр командующим его армий:
"Не убивайте женщину, ребенка и пожилых и дряхлых стариков. Не срубайте плодоносных деревьев, не разрушайте строений, и не убивайте овцу или верблюда, кроме как с целью съесть их. Не затопляйте и не срубайте пальмовые деревья. Не переходите границ и не будьте трусливы".
(Малик в «Муватта», 858, Бейхакы в «Кубра», 17927)
Хафиз Ибн Касир сказал:
“Сражайтесь на пути Аллаха, но не преступайте в этом границы. Сюда относится совершения запретного, как сказал Хасан аль-Басри, в виде изуродования тел, кражи из трофеев, убийства женщин, детей и стариков, которые не помогают в сражении; а также убийства монахов и находящихся в кельях; сжигания деревьев и убийство животных без пользы. Об этом говорили Ибн ‘Аббас, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Мукъатиль ибн Хаян и другие”.
( “Тафсир Ибн Касир” 1/313)
Мы знаем, что во время войны распространено воровство, мародерство. Ислам это также не разрешает:
«Грабитель не имеет к нам отношения».
( Ахмад 3/380, ат-Тирмизи № 1123)
И пару слов об отношении к пленным.
В Коране есть аяты:
8. Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих.
9. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!
(Сура Аль-Инсан)
Эти аяты были относительно тех, кто попал в плен в битве при Бадре. Мусульмане в то время испытывали большие трудности с продовольствием. Даже муки не было. Но мединцы кормили пленных хлебом, когда сами перебивались финиками. Но их взгляды выдавали их голод и желание самим наесться хлеба. От этого мекканцы чувствовали стеснение и возвращали хлеб обратно. Но мусульмане отказывались и продолжали кормить пленников.
О покушении на честь женщин вообще говорить не приходится, т.к. мусульманам в принципе запрещены связи с посторонними женщинами.
Мы поговорили о людях, упомянули деревья и посевы. Не будем забывать о животных.
Всё в том же 7м веке, когда не было никаких Гринписов, Обществ защиты животных, Красных книг и т.д., Ислам уже устанавливал правила обращения с животными и пресекал пути многих проблем, которые сегодня встали перед человечеством.
Есть животные, которых дозволено употреблять в пищу. Это одно из их предназначений. И Ислам не призывает к вегетарианству, но запрещает ненужную жестокость и глумление над животными.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День».
Его спросили: “О посланник Аллаха, а каково его право?”.
На что Пророк ﷺ сказал:
«Зарезать его исъесть, а не оторвать ему голову и выбросить!».
( ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389.)
Не дозволено стрелять в животное ради забавы.
Сообщается, что однажды Ибн Умар (сподвижник Пророка) проходил мимо группы курайшитских детей, которые подвесили птицу или курицу и стреляли в нее из луков. Причем всякая не попадавшая в цель стрела доставалась владельцу птицы. Когда они увидели Ибн Умара, то разбежались, а он сказал:
«Кто это сделал? На этом человеке проклятие Аллаха, ибо Посланник Аллаха ﷺ проклял всякого, кто выбирает мишенью живое существо!».
( Аль-Бухари, 5515. Муслим, 1958)
И даже если мы собираемся заколоть животное ради мяса, то должны сделать это наилучшим образом, чтобы не мучать животного. Использовать хорошо наточенный нож, который нужно точить вдали от от животного. Нежелательно закалывать одно животное на глазах у другого и т.д.
Абу Умама рассказывал: “Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто проявит милосердие во время жертвоприношения, к тому Свое милосердие проявит Аллах в День воскрешения»”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 381
Сообщается от Шаддада ибн Ауса, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах предписал все делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения». Муслим 3/1955.
Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, рассказал, что однажды некий человек решил зарезать овцу. Уложив ее на землю, он стал при ней точить свой нож. Когда Пророк ﷺ увидел, что делает этот человек, то сказал ему:
«Неужели ты желаешь, чтобы она испытала сразу несколько смертей?! Разве ты не мог поточить свой нож до того, как уложить ее для заклания?!»
(АльХаким, 4/233)
Имам ан-Науауи сказал: “Не следует закалывать одно животное в присутствии другого”. См. “Шарх Сахих Муслим” 13/93.
Также одной из проблем современности является истребление различных животных ради их шкур, из которых изготавливают шубы, накидки, детали интерьера и т.д.
Но родобный модный интерьер из шкур хищников, например, не дозволен.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Не садитесь верхом на шелк или же на шкуру тигра!»
(Абу Дауд 4129, Ибн Маджах 3656.)
Также он говорил:
«Ангелы не сопровождают людей, среди которых есть шкура тигра».
( Абу Дауд 4130)
Также он запрещал использовать шкуры диких зверей (сиба’) и покрывать ими (постели)”.
(ат-Тирмизи 1770.)
Праведный мусульманин не станет носить шубы из шкур хищников:
“Посланник Аллаха ﷺ запретил носить шкуры хищников и садиться на них верхом”.
( Ахмад 4/132, Абу Дауд 4131)
Есть и другие животные, которых сложно отнести прям к хищникам, но популярные у модниц. Несмотря на отсутствие прямого указания на них, очевидно, что их убивают не по праву - не ради мяса. А некоторых вообще не убивают, сдирая шкуру живьем, что никак не сходится с перечисленными выше принципами отношения к животным.
Многие считают, что Шариат - это, как минимум, средневековье. Однако, в этих трёх публикациях можно увидеть, что базовые принципы Шариата актуальны во все времена. Более того, в некоторых положениях они действуют на опережение так, что их соблюдение могло избавить человечество от проблем, которые возникли через много веков после прихода Ислама.
Поэтому читайте, изучайте Ислам. И соблюдайте права Творца и творений.