Найти тему
NOIR

Советский угонщик №1: Как молодой 19-летний парнишка Задолго до Девятаева угнал боевой самолет из-под самого носа фашистов

Сам по себе факт угона вражеского самолета не единственный в истории Великой Отечественной войны. Десять человек совершили этот поступок - побег из немецкого плена на самолете, но первым из них был летчик 14-го гвардейского истребительного полка, младший лейтенант Николай Лошаков. Это произошло в августе 1943 г., за полтора года до знаменитого побега Михаила Девятаева. Как молодому 19-летнему парню удалось угнать боевую машину прямо из-под носа немцев и уйти от преследования?

Николай Лошаков
Николай Лошаков

Николай родился 17 декабря 1923 г. в селе Малинино, что в Краснодарском крае в простой крестьянской семье После окончания школы, Николай как и все мальчишки его класса, подал заявление в краснодарскую авиашколу. Ему было всего 17, когда 22 июня 1941 г. объявили о начале войны. Однако это известие для курсантов авиашколы не показалось страшным. Они учились летатьи старались как можно быстрее попасть на фронт.

Наступил май 1942 г. в истребительный полк поступило пополнение, в числе которого был и Николай Лошаков. За год он дослужился до лейтенанта и стал опытным летчиком, за плечами которого было 119 боевых вылетов и 2 сбитых немецких самолета.

18 января 1943 г. советские войска прорвали блокаду Ленинграда и обеспечили коридор для связи города с большой землей. В кратчайшие сроки рабочие заново построили железнодорожную линию Поляна-Шлиссельбург, восстановили автомагистраль и несколько мостов через Неву. Ставка верховного главнокомандования решила развить успех - разгромить немецкую группу армии Север и полностью освободить Ленинградскую область. Но операция под кодовым названием «Полярная звезда» закончилась провалом.

В наступательной операции участвовала 13-я воздушная армия, которая насчитывала более 200 самолетов. Во время одного из вылетов. эскадрилья лейтенанта Николая Лошакова одержала победу в воздушном бою с превосходящими силами Люфтваффе на подступах к Ленинграду. После выполнения задания, советские летчики вернулись на базу, но отдых был не долгим. Им едва хватило времени заправиться и пополнить боекомплект, как пилотам снова приказали поднимать машины в воздух.

Истребитель ЯК-1Б на котором летал Николай Лошаков
Истребитель ЯК-1Б на котором летал Николай Лошаков

Лошаков вернулся с задания на поврежденном самолете и ему дали другую машину, которая в эскадрильи была подменной. Николай поднялся в воздух и уже в полете понял, что у самолета серьезные неполадки.с двигателями. Лошаков попросил разрешения вернуться на аэродром и в момент, когда ему дали это разрешение, он столкнулся с вражескими боевыми самолетами. Выхода не было и Николаю пришлось принять бой. Цель Лошакова - двухмоторный тяжелый истребитель Messerschmitt. Лейтенант начинает пикировать, атакует вражеский самолет на проходе и поджигает ему двигатель. Немецкому пилоту чудом удается уйти от преследования.

Но уже через несколько минут советского пилота берут в клещи два Фокевульфа. У самолета Лошакова пробиты крылья, сам он тяжело ранен. В районе Синявина машина вспыхнула и лейтенант катапультировался. Но из-за сильного встречного ветра его парашют снесло к немецким окопам. Лошакова взяли в плен и даже прооперировали. После операции его перевели в лагерь для военнопленных, где лейтенант разработал свой план побега совместно с другими советскими летчиками Геннадием Кузнецовым и Михаилом Казаковым. Но немцы сорвали план и все трое попали в так называемый «дом nыток». После многочисленных истязаний, Кузнецова отправили в Освенцим, а затем в Майданек. О судьбе Казакова до сих пор ничего не известно. Лошакова выслали в трудовой лагерь Кайзервальд в Риге.

По словам историков, от расправы лейтенанта спасло чудо. Конвоиры так и не нашли кандидатскую карточку в члены партии, которую он спрятал перед арестом. Если бы ее обнаружили, то тут же бы пустили пулю.

В Рижском лагере начались новые допросы и истязания, но лейтенант молчал. Тогда эсэсовцы попытались завербовать Лошакова в русскую освободительную армию Власова. В то время власовцы формировали эскадрилью для борьбы с советскими летчиками.

Лошакову ничего не оставалось, как согласиться. В то время эскадрильей командовал летчик по фамилии Мальцев, которого после войны по приказу военного трибунала отправили на виселицу. Лейтенанта отправили трудиться на резервный аэродром близ городка Остров. Там Николай познакомился с Иваном Денисюком, который до того, как попал в лапы фашистов, служил в бронетанковых войсках, был сержантом, а теперь вынужденно работал на должности заправщика самолетов. После нескольких бесед, пилот понял - танкисту можно доверять и они приступили к разработке дерзкого плана побега на самолете.

Немецкий самолет «Шторх»
Немецкий самолет «Шторх»

Денисюк, у которого был доступ к боевым машинам, запоминал пррядок расположения приборов, зотем зарисовывал их, а потом украл в бане немецкую форму, отнес ее в придорожные кусты и спрятал. Возможность к побегу представилась 11 августа 1943 г. Для побега был выбран самолет «Шторх». Это был легкомоторный самолет и использовался преимущественно для перевозки людей и грузов. Но главное, он был достаточно прост в управлении.

Вечером 11 августа на базу прилетел комендант аэродрома Алоиз Мойзиш. Его самолет отправили на дозаправку, а командир и второй пилот отправились на ужин. Николай переоделся в немецкую форму и направился к «Шторху». В тот момент из караульного помещения появились солдаты с овчарками. Предстояла смена патрулей. На лошакова никто не обратил внимания. Он спокойно сел в кабину, завел двигатель и включил форсаж. Денисюк запрыгивал в самолет уже на ходу.

Когда немцы поняли, что самолет угнали, по летающей машине открыли шквальный огонь, а вдогонку были отправлены истребители. Они смогли уйти от вражеских преследователей, но при пересечении фронта попали под огонь уже советских зениток. Самолет получил серьезные повреждения, но Лошакову удалось посадить самолет на колхозном поле. О приземлении вражеского самолета сразу доложили председателю колхоза, а тот в свою очередь вызвал сотрудников СМЕРШ.

Иван Денисюк (слева) и Николай Лошаков в шахте № 3 комбината "Ткварчелиуголь", 1960 год 
Источник: https://m.fishki.net/1898664-za-dva-goda-do-polyota-devjataeva.html/comment-19219365/ © M.fishki.net
Иван Денисюк (слева) и Николай Лошаков в шахте № 3 комбината "Ткварчелиуголь", 1960 год Источник: https://m.fishki.net/1898664-za-dva-goda-do-polyota-devjataeva.html/comment-19219365/ © M.fishki.net

Летчиков в немецкой форме арестовали. После допросов с пристрастием, Денисюк признался в измене Родине во время пребывания в плену. Лошакова спас тот факт, что с ним была кандидатская карточка члена ВКПБ. Кроме того, он не дал против себя никаких показаний, который пытались из него выбить. В итоге за сотрудничество с врагом Денисюк получил 20 лет тюрьмы, а Лошаков 3 года в исправительно-трудовой колонии в Воркуте.

За примерное поведение Лошакова амнистировали. После освобождения лейтенант остался жить и работать в Воркуте. Он устроился авиамотористом, а вскоре его назначили на должность начальника центрального аэропорта авиаотряда.

Денисюк вышел на свободу в 1951 г. После смерти Сталина их обоих реабилитировали. Лошакова даже наградили орденом «Красной звезды» и медалью «За оборону Ленинграда». Более того, Главком ВВС Вершинин пригласил летчика в Москву, объявил ему благодарность и подарил охотничье ружье.

Лошаков Николай Кузьмич
Лошаков Николай Кузьмич

В 1961 г. союз немецкой молодежи пригласил Лошакова в ГДР. Молодые немцы хотели пообщаться с легендой советской авиации. В Берлине Николай Кузьмич встретился с владельцем ресторана Отто Блаттом, который в день его побега охранял аэродром. Блатт рассказал, что после угона самолета его чудом не расстреляли. Кроме того, Лошаков увиделся со вторым пилотом «Шторха» Густавом Хойлером. От него он узнал, что комендант аэродрома Алоиз Мойзиш после известия об угоне свел счеты с жизнью.