Чтобы исходить из единой точки отсчета, предлагаю прояснить предмет наших рассуждений и дать ему определение:
«Поиск — это, прежде всего, деятельность, творческий процесс получения знаний о мире и самом себе, постижения сути явлений, происходящих в действительности, систематизация этих знаний, понимание закономерностей и формирование собственных выводов».
Эта статья является частью книги SELFBook , главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи.
Почему я считаю поиск творческим процессом? Потому что в процессе поиска формируются субъективные представления и суждения об объективной реальности, т.е. некое отражение действительности, а, значит, это не просто автоматическое накопление информации и данных, а их преобразование.
Выделяют несколько методов поиска и его процесса познания:
• Чувственный — основанный на наших ощущениях и впечатлениях, полученных с помощью органов чувств;
• Эмпирический — приобретенный в результате опыта;
• Рациональный — основанный на логических рассуждениях с помощью абстрактного мышления.
Виды познания зависят от контекста, в котором осуществляется познавательная деятельность: обыденное, научное, философское, мистическое познание, а также самопознание. В каждом из них мы применяем разные методы и исходим из разных установок, а это значит, что процесс познания также имеет культурно-историческое измерение, так как, в зависимости от конкретной эпохи и культурной формации, познавая, люди ставили перед собой разные цели, исходили из разных базовых представлений о мире, обществе и себе.
Если говорить о физике познания, то мозг человека — самый важный инструмент познания, который аккумулирует в себе все информационные потоки чувственного восприятия и созерцания, анализирует все воспринятое и творит новые смыслы на основе своего опыта. Мозг — самый загадочный и сложный орган человеческого тела, его возможности и способности выходят далеко за пределы тела, и, конечно, он является особым предметом гордости человечества. На преклонении разуму, логике, познавательным и аналитическим способностям человека была построена вся культура эпохи научно-технического прогресса, достижения этого прогресса и все наше «сегодня» было бы невозможно без веры в неограниченные возможности познавательных способностей человека.
Способности познавать, анализировать, творить новое делают человека абсолютно особенным существом, важным звеном в мироздании, которому нужен зритель и созидатель. Познавая, мы созидаем. Окружающий нас мир и сам человек, как часть этого мира, настолько удивительно устроены, что не могут не вызывать интереса и восхищения своей красотой, продуманностью, тонкой настройкой. Способности человека также удивительны и достойны уважения, и самым лучшим проявлением этого уважения является их реализация. Реализация своей уникальной способности познавать дает нам одновременно и почву под ногами, и широту мысли, раздвигая горизонты восприятия.
«Потребность человека исследовать окружающий мир задана генетически. В ее основе лежит ориентировочный рефлекс, который И.П. Павлов назвал совсем ненаучно: рефлекс «Что такое?» (или исследовательский рефлекс). Стремление к освоению нового универсально и проявляется в исследовательском поведении. Исследовательское поведение — это поведение, направленное на поиск новой информации. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития. … На базе исследовательского поведения развивается познавательно-исследовательская деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются исследовательские способности». (Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста. Полякова М.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия).
Первые знания мы начинаем приобретать, даже не осознавая сам процесс познания. Мы не отслеживаем его и долго не рефлексируем на тему истинности. Именно поэтому в сознании ребенка могут уживаться противоречащие друг другу данные с точки зрения рационалистического подхода и прямой логики, но так как мир и явления в детстве воспринимаются в целом, синкретически, в нем может сосуществовать разнородная информация. Мир ребенка проникнут магией и доверием ко взрослым. Стабильность этого мира поддерживает авторитет родителей: их знания, их уверенность и их любовь. Что не отменяет того, что: «Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, жажда новых впечатлений традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира, он очень хочет познавать все, что его окружает, исследовательская, поисковая активность — его естественное состояние… В основе такой деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем — как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес». (Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста. Полякова М.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия)
Ребенка не нужно дополнительно мотивировать для того, чтобы он активно познавал мир, у него эта мотивация естественная, внутренняя. Однако бывают ситуации, когда взрослым удается погасить детское желание познавать. В силу своей занятости или неумения объяснить, а также страхов, что ребенок может попасть в опасную для него ситуацию, так как дети познают чувственно и эмпирически, пробуя все «на зуб», взрослые накладывают запрет на некоторые активности или не участвуют в процессе познания ребенка, или не дают вовремя нужных ответов на его вопросы, отстраняя от себя и демотивируя, так как для ребенка родители — главный ориентир и авторитет, призма через которую, он воспринимает действительность.
«Психолог А.Н. Поддьяков выделил причины снижения исследовательского поведения и любознательности ребенка:
• Формирование глобальной личностной установки на пресечение исследовательского поведения и любознательности («Любопытной Варваре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов» и т.д.)
• Формирование отрицательного отношения к экспериментированию как к деятельности более низкого уровня по ее эффективности, результатам по сравнению с деятельностью «теоретической», предполагающей освоение информации с опорой на мыслительные действия и операции без внешних проб.
• Формирование отрицательного отношения к проявлениям исследовательского поведения и любознательности в определенных областях («это опасно», «это неприлично»), у лиц определенного возраста («ты еще маленький»), пола («это не для девочек»), социального положения («люди твоего положения этим не должны интересоваться»), к определенным формам исследовательского поведения («нельзя подслушивать, подсматривать» и т.д.).
• Частные, ситуативные и временные запреты на исследовательское поведение.» (Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста. Полякова М.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия).
Взрослея, зачастую люди переносят ограничивающие убеждения с обыденного на все остальные виды познания, тем самым затрудняя себе процесс саморазвития, обучения, формирования собственных убеждений. К примеру, в школе ребенок может бояться задавать большое количество вопросов, даже если ему этого очень хочется, или продолжает ориентироваться на авторитетное мнение другого, употребляя готовое знание, как каши быстрого приготовления на завтрак, не доверяя своим наблюдениям и недооценивая свои способности, потеряв интерес к первопричинам явлений и сути вещей.
К подростковому возрасту у нас формируется речево-абстрактное мышление, с помощью которого мы выявляем закономерности, систематизируем свои знания, выстраиваем причинно-следственные связи, формируем свое личное представление о мире: выдвигаем теории и гипотезы, а также ставим под сомнение аксиомы и авторитеты. В этом же возрасте роль родителей отходит на второй план и начинается активный процесс самопознания и коммуникации с обществом. Эти процессы проходят плодотворно тогда, когда человек уверен в себе и своих возможностях познавать, что его поиски причин не бесплодны, что он в состоянии объяснить для себя окружающий мир, а, возможно, и прояснить его отдельные черты для кого-то еще. Так рождаются и мечты, потому что первопричина мечты это особенный интерес к какому-то отдельному аспекту жизни, фрагменту реальности.
Л.С. Выготский интересно иллюстрирует на примере развития речи развитие мышления от детского ко взрослому: «Известно, что в развитии речи, в овладении внешней стороной речи ребенок идет от отдельных слов к фразе и от фразы простой к фразе сложной, к сочетанию фраз и предложений; столь же ясно и столь же давно было открыто, что в овладении семиотической (смысловой) стороной речи ребенок идет обратным путем» (Л.С. Выготский «Мышление и его развитие в детском возрасте»). То есть «ребенок, который произносит отдельные слова, на самом деле в смысловую сторону слова вкладывает не познание предмета (как взрослый), а целое, обычно очень сложное, предложение или цепь предложений». Дети видят некий образ, а в юношеском возрасте начинают осознавать этот образ, логически разбирать его. Девушка или юноша развенчивают этот образ по винтикам, рассматривают, как он устроен и, возможно, пересобирают его так, чтобы он соответствовал той картине мира, в которой она или он находятся на данный момент. И этот процесс понимания и познания длится всю жизнь: мы развиваемся, меняется наше представление о мире, и мы пересобираем наши гипотезы или уверяемся в них еще раз.
На протяжении всей истории человечества, той ее части, о которой у нас имеются письменные свидетельства и памятники, человек пытался объяснить себе устройство мира и выяснить свое место в нем, понять происхождение всего, что его окружает, проникнуть в суть вещей. И даже сами эти попытки все себе объяснить не стали исключением: философы, ученые, отцы церкви стремились познать, что есть познание. Так появился отдельный раздел философии — гносеология. Мыслители разных эпох давали разные ответы на этот вопрос: построено ли познание на рацио или является чувственным; что есть истинно, и что есть ложно; каким образом можно прийти к сути вещей — путем созерцания, эмпирически или изучая священные тексты.
Интересно, что восприятие целей познания менялись со сменой эпох и мировоззрений похоже на то, как развивается мышление отдельно взятого человека. Древние культуры чаще воспринимали Знание как некую Тайну, прийти к которой можно ориентируясь на мудрость предков и избранных, получив доступ к которой, человек получает «ключ» от мира истинных смыслов. Древнегреческие философы положили начало рационалистическому познанию мира, основанному на фактах, которые они могли наблюдать каждый день — естественному познанию. Религиозные мыслители, воспринимая посюсторонний мир лишь как отражение и слабый рефлекс мира горнего, перенесли свое внимание на познание последнего как вместилища незыблемых авторитетов и идеальных образов. Во времена Возрождения акцент вновь смещается на земную реальность и человека как на удивительное творение Высшего Разума, который создал человека способным познать этот мир. А в Новое время расцветает рационалистический подход к поиску объективной истины, возрастает роль наук и научного познания, появляются понятия дедуктивного и индуктивного метода познания, в том числе метод сомнения.
Сегодня мы живем в мире множества истин, отсутствия иерархий и постоянного выбора пути, и нам необходимо выстраивать собственную систему координат, чтобы не быть дезориентированными «чужими» или «ложными» смыслами. Об этом подробнее на уроках по культурологии, а сейчас предлагаю вернуться к нашим физическим возможностям.
Когда человек рождается, мозг его сформирован не полностью, самый активный период формирования проходит после рождения, в первые годы жизни ребенка. Продолжается процесс формирования долгие годы, зрелость достигается к 20-25 годам, при этом нейропластичность, т.е. возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающего мира и образовывать новые нейронные связи, сохраняется на всю жизнь.
После рождения в мозге образуется огромное количество нейронных связей, намного большее, чем есть в мозге взрослого человека, и они множатся и умирают каждую секунду, потому что не все они нужны ребенку для его повседневной жизни, для тех задач, которые ставятся перед ним. Исходя из этого, понятно, что развитие наших способностей, в том числе познавательных, возможно только при взаимодействии с окружающей средой, и чем более мы ей интересуемся, взаимодействуем и задаем себе вопросов, чем разнообразнее способы и методы выбираем, тем активнее происходит формирование новых нейронных связей. Под окружающей средой я понимаю все, что окружает человека в его жизни: природу, общество, книги, искусство, музыку, разные виды деятельности и т.п.
Ребенок познает мир с широко раскрытыми от удивления глазами. Для него нет ничего очевидного, ему нужно все узнать с нуля, чтобы объяснить себе, как устроена природа, общество, отношения между людьми и он сам. В то же время и ученый задается вопросами первопричины, зачастую отказываясь от уже существующих теорий и доказанных истин, чтобы открыть что-то новое, посмотреть на изучаемый предмет незамутненным взглядом.
Предлагаю и вам остановиться, удивиться и задать главный вопрос уже давно знакомому устройству вещей – «почему?».
«Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины», — Иммануил Кант.
Эта статья является частью книги SELFbook, главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи. SELFbook — это первая в мире книга, которую пишут читатели. Чтобы узнать подробнее и подключиться к проекту, присоединяйтесь к нашему сообществу.
На основе книги создана программа устойчивого развития Человека 3.0 — SELF Accelerator. Вы можете подключиться к ней по ссылке.
Автор статьи:
Мария Врубель