На мой взгляд, очень логичным будет от поиска и познания перейти к творчеству, так как это суть связанные вещи. Кроме этого, в этой статье будет большая фактическая часть, но это совершенно не противоречит ее предмету, а наоборот подчеркивает его, так как достаточно перечисления нескольких научных фактов, чтобы осознать удивительно творческую суть людей.
Эта статья является частью книги SELFBook , главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи.
Творчество — закономерный результат познавательной деятельности человека. Человек исследует мир, собирает информацию о нем, накапливает опыт, систематизирует его, а дальше на базе этого опыта он создает новые смыслы и объекты. Он может преобразовать этот опыт в идеи в своей голове, а может совершить акт творения и посредством него передавать эти идеи всему остальному обществу. Совершенно неважно, в какой форме выражается эта творческая деятельность и в какой области она будет воплощена — это может быть область науки, культуры, бизнеса, это может быть просто нестандартный выход из бытовой ситуации или сказки, придуманные ребенком.
Именно в слове «нестандартный» лежит главное отличие творческого мышления от мышления, построенного на прямой логике. Творческое мышление изобретательно в поиске подходов к решению задач: оно всегда готово предложить несколько прекрасных вариантов, не зацикливаясь на одном, оно может выделить неочевидную деталь и на ее основе выстроить оригинальный концепт.
Способность творить — сверхсила человечества, наша уникальная способность преобразовывать результаты поиска и познания в различные объекты, создавая «вторую природу» — ту культурно-социальную и техногенную среду, в которой мы живем. В этом смысле человек выступает как Создатель — он созидает природный мир, обживая его, делая его комфортным для себя, подстраивая и подстраиваясь, копируя и привнося новое. То есть творческое мышление — это один из главных адаптивных эволюционных механизмов, которые помогают человеку быть тем, кто он есть, и развиваться дальше.
Творческий процесс начинается с интереса к какой-либо проблематике, явлению, факту, а также начальной гипотезы по отношению к ним. Затем человек начинает искать и накапливать информацию, со всех сторон рассматривать заинтересовавшую его мысль и подбирать разные данные, связанные с ней по смыслу. Процесс обдумывания и накопления может происходить очень долго, пока к человеку не приходит уникальный, на его взгляд, концепт или решение, которое может все объяснить или перевернуть предыдущие представления. Так рождается идея. А после на основании этой идеи переосмысливаются еще раз все накопленные знания, образы, смыслы и совершается акт творения.
Получается 5 шагов:
1. Интерес, поиск + гипотеза.
2. Созревание.
3. Рождение идеи.
4. Переосмысление.
5. Творение.
Психолог Джой Гилфорд в середине прошлого века занимался изучением креативности, создавал тесты на определение креативного мышления, он же выделил два вида мышления: конвергентное мышление, которое основано на следовании формальной логике, и дивергентное мышление, которое как раз и характеризует неординарный подход к решению задач.
Первое, очевидно очень важное, с помощью которого мы осознаем реальность, выстраиваем причинно-следственные связи, формулируем гипотезы и приходим к единственно верному выводу по законам линейной логики, а второе дает нам возможность находить альтернативные решения, создавать новое, выражать свои мысли с помощью образов и символов, давать множество вариантов ответов на одну задачу.
«Он (Джой Гилфорд – прим. М.В.) рассматривал дивергентное мышление как более совершенное, относящееся к наиболее продуктивным формам мышления. Дж. Гилфорд определил, что способность к дивергентному мышлению связана с развитием в нем следующих пяти способностей:
1) беглость мышления — способность быстро генерировать бесконечный поток идей и возможных решений;
2) гибкость мышления — способность находить и применять разнообразные подходы и стратегии при решении задач;
3) оригинальность мышления — способность создавать новые, уникальные и необычные идеи и решения. Именно эту способность Дж. Гилфорд считал наиболее значимой;
4) разработанность мышления — способность создавать новые идеи, адекватные поставленной задаче;
5) систематичность мышления — способность охватить все проблемы одним взглядом [2, с. 120].» ( Авдюнина Н.А. Развитие дивергентного и конвергентного мышления в процессе обучения учащихся // 2017 г.)
Перечисленные выше способности характеризуют дивергентное мышление, присущи ему, однако же, требуют внимания для своего развития, как и любой другой потенциал. В первую очередь, они требуют постановки задачи на поиск новизны и оригинальных решений в любом виде деятельности.
Один из самых главных периодов творчества, по моему мнению, — период накопления информации, вынашивания идеи, так как именно в этот момент формируется многосторонность нашего взгляда на задачу, которая и дает впоследствии продуктивность творческого мышления, множественность решений и подход с неожиданной стороны к реализации идеи. С другой стороны, это период когда мы можем отвлечься, заниматься совершенно другими делами. Однако, во-первых, мы бессознательно держим нашу гипотезу в голове и находим для нее все новую пищу, а во-вторых, сознательно мы в этот момент отдыхаем, чтобы вернуться к ней и посмотреть под новым углом зрения. Грэм Уоллес назвал этот процесс «инкубацией»: «Г. Уоллес первым показал роль инкубации, процесса, отмеченного в биографиях великих ученых и творцов. Важность этого процесса экспериментально подтвердил Сильвейра (Silveira, 1971). Он предлагал испытуемым решить одну задачу и смотрел, как перерыв в ходе работы влиял на эффективность ее решения. Оказалось, что среди работавших без перерыва решили задачу только 55 % участников эксперимента, среди тех, кто взял перерыв на 30 минут, удалось решить задачу 64 % участников, а среди прервавшихся на 4 часа — 85 % участников…
«Можно каждый день подходить к доске, рассматривать чертежи, модели и, тем не менее, мысль идет в привычном плане, — говорит выдающийся авиаконструктор Туполев. — Поэтому иногда умышленно бросаешь работу… чтобы отойти от нее, взглянуть на нее по-новому. Бывают целые полугодия, которые малопродуктивны, и наоборот, какие-нибудь несколько дней могут предопределить работу на целое полугодие, потому что появляются нужные новые мысли». Сапарина Е. В., 1967, с. 46.» (Е. П. Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности». Издательство Питер. 2012г.)
Возможно, разгадка в том, что творческие процессы на самом деле протекают намного эффективней, когда человек находится в спокойной и позитивной обстановке, когда он расслаблен и уделяет внимание своим чувствам и мыслям. Творческие люди, подолгу находясь в процессе своей работы, чаще не устают, а наоборот пребывают в состоянии подъема и возбуждения. Процесс творчества однозначно приносит радость человеку и обладает терапевтической функцией. Поэтому художник, а под художником я подразумеваю здесь человека, который решает любые нестандартные задачи, не должен быть голодным, несчастным, фрустрированным, чтобы сублимировать все это в своем творчестве, в данном случае творчество будет являться защитным механизмом от внешней среды. «Можно заключить, что первичное, образное мышление является менее дорогостоящим для индивида, и это объясняет, почему в ситуации стресса переход к такому мышлению обеспечивает одну из основных форм психологической защиты. Творческая деятельность, следовательно, является защитной для здоровья субъекта не только потому, что это оптимальный способ реализации поисковой активности, но и потому, что при этой деятельности создаются условия для наиболее полного использования особенностей правополушарного мышления». (Психофизиологические аспекты изучения творчества — В.С. Ротенберг http://www.psychiatry.ru/stat/144)
В.С. Ротенберг называет образное мышление «менее дорогостоящим», так как при изучении мозга человека, занятого созданием чего-нибудь нового и оригинального, наблюдается возрастание альфа-ритмов, которые характерны для мозга в состояния покоя, когда человек отдыхает с закрытыми глазами. Также отмечено, что альфа-ритмы возрастают в состояниях медитации или когда человек занимается йогой, после которых наступает состояние отдыха, расслабления и умиротворения.
Андреас Финк (Институт Психологии Университета Граца, Франция) изучал возрастание альфа-ритмов и активизацию разных отделов мозга в результате творческой деятельности и пришел к выводу, что усиление альфа-ритма «означает, что мозг отключается от обычных внешних раздражителей, идущих от окружающей среды и собственного тела, и сосредоточивается на внутренних процессах. Это состояние благоприятно для возникновения ассоциаций, развития воображения, генерации идей. А десинхронизация альфа-ритма в затылочных областях может отражать извлечение из памяти зрительных образов, нужных для решения задачи. А вообще, попытка точной локализации «зон креативности» привела ученого к выводу, что креативность не привязана к определенным частям мозга. Скорее она сопровождается координацией и взаимодействием передних и задних областей коры». (Загадки и противоречия творческого мозга. Надежда Вячеславовна Маркина, кандидат биологических наук, «Химия и жизнь» №11, 2008).
Здесь опять всплывает тема нейропластичности мозга, его гибкости и обучаемости. Интересно, что при исследовании людей с разными исходными данными наблюдается разная картина пространственной взаимосвязи между отделами мозга. Это означает, что несмотря на то, что ученые выделяют определенные отделы мозга, от которых зависит креативность мышления, все же творческий процесс протекает у людей не одинаково, а относительно индивидуально, оригинально. Кроме этого в нашем мозгу присутствует внутренний цензор — «детектор ошибок», открытый академиком Н.П. Бехтеревой. Функция «детектора ошибок» в упрощении решения рутинных задач, чтобы мы не тратили много времени на их обдумывание в повседневной жизни. Однако, он может мешать нам думать креативно, так как творческое мышление смотрит на мир в целом, во всем его разнообразии, не зацикливаясь на том, что он должен быть вписан в определенную непротиворечивую картину мира и отформатирован. Мозг — гибкая структура, и поэтому, когда человек часто дает ему решать творческие задачи, его алгоритмы перенастраиваются, в результате чего наш «внутренний диктатор» перестает выискивать ошибки и начинает рецензировать мышление на предмет инновационности.
Есть еще одна особенность нашего мозга, которая говорит о его чрезвычайной эффективности от природы, он не только вырабатывает собственные стратегии мышления, не только переучивается по-другому оценивать свои же выводы, он еще и в состоянии ослабить в нужный момент межполушарные связи и сосредоточиться на внутриполушарных. «Выходит, что нейронам в разных частях мозга не всегда нужно объединяться для решения творческой задачи. На первых этапах синхронизация работы в более медленном ритме помогает мозгу прийти в нужное функциональное состояние. Но при самом творческом процессе от каких-то связей надо избавляться, чтобы не отвлекаться на внешние воздействия и избежать излишнего контроля со стороны других частей мозга. Нейроны, занятые творческой задачей, как бы говорят: «Не мешайте, дайте сосредоточиться». (Загадки и противоречия творческого мозга. Надежда Вячеславовна Маркина, кандидат биологических наук, «Химия и жизнь» №11, 2008).
К чему было это долгое углубление в нейробиологию? К тому, чтобы наглядно показать, что:
- Мы зачастую не осознаем сами, какой потенциал в нас спит;
- Творческое мышление для нас естественно и присуще нам с детства, так как оно базируется на наглядно-образном мышлении, которое первично по отношению к абстрактно-логическому;
- Если мы забыли, как творить, то мы можем снова развить в себе эти способности;
- Креативное мышление очень полезно и эффективно, не только с точки зрения его терапевтической составляющей по отношению к нашей психике, но и с точки зрения своей продуктивности;
- Важно пользоваться своими способностями, тренировать их.
Все это не отменяет важности вербально-логического мышления, оно основа нашей социализации, с помощью логики и слов, умения делать обобщения, мы находим контакт с людьми и точки соприкосновения, понимаем друг друга и приходим к договоренностям. Оно нам необходимо и в творческом процессе, например, на четвертом этапе — переосмыслении, когда мы анализируем, систематизируем всю накопленную информацию, выстраиваем ее по отношению к нашей идее таким образом, чтобы донести ее до людей. Оно же нам понадобится и на пятом этапе — творении, когда мы переходим к воплощению, например, для того, чтобы составить план действий.
Сегодня есть примеры коллабораций ученых и современных художников, которые создают совместные проекты. Несмотря на то, что открытия ученых бывают куда более завораживающими, чем фантастические романы, наука строится на фактах, достоверных данных, приходит к ним часто очень сложными путями, поэтому доносить научное знание до широкой общественности бывает также сложно. А инструментарий, который есть у художников, позволяет сразу воздействовать на чувства и эмоции людей, заинтересовывая их, так как наглядными и образными средствами проще доносить сложную информацию. Искусство создает впечатление, дает толчок воображению, снимает ограничения личной реальности, расширяет границы восприятия и рождает отклик в человеке, который может стать его вдохновением и запустить новый круг творения.
Эта статья является частью книги SELFbook, главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи. SELFbook — это первая в мире книга, которую пишут читатели. Чтобы узнать подробнее и подключиться к проекту, присоединяйтесь к нашему сообществу.
На основе книги создана программа устойчивого развития Человека 3.0 — SELF Accelerator. Вы можете подключиться к ней по ссылке.
Автор статьи:
Мария Врубель