Мы с вами завели добрую традицию ностальгировать по СССР. Мы вспоминаем милый сердцу быт, вещицы и даже продукты.
Под моими заметками на эту тему люди начинают обсуждения, которые не заканчиваются. И я хочу поблагодарить каждого из Вас. За то, что вспоминаете, делитесь и даже напоминаете некоторые тонкости и забытые моменты.
Но сегодня у нас вами гроза советского времени. Тема про коммунальные квартиры.
Эта тема крайне интересная. Я вот не знаю, существуют ли еще на территории России коммунальные квартиры? Честно говоря, думаю, что существуют и в большом количестве. Потому что наша коммунальная квартира перестала существовать лишь недавно, а находилась она не в отдаленном уголке страны, а в Москве.
С одной стороны я обожаю два наших фильма «Покровские ворота» и «Дом, в котором я живу».
В них показана жизнь людей в коммуналке. Дома в этих картинах являются главными героями, одушевленными, а не просто единицей архитектурного объекта.
Но отношения людей в этих фильмах разное. В «Покровских воротах» жизнь коммуналки кипит. Двери в комнатах распахиваются туда-сюда. Бесконечный круговорот событий. Никакого покоя. Но это кино. Идея фильма построена на громогласном и задорном Костике, вечных криках Маргариты Павловны и Саввы, а также на стенаниях Хоботова.
Но есть и другая коммунальная квартира в фильме «Дом, в котором я живу». Там царит более спокойная и дружная атмосфера. От всех кадров веет уютом. Теплая атмосфера посиделок новых соседей итд. Но и там портятся отношения двух героинь матери Давыдовых и Лидочки. Сын в нее влюбился. И как косо смотрит Клавдия Кондратьевна на Лидочку.
В этом и заключается вся суть совместного проживания.
Все началось с революционных времен. Когда пришло то знаменитое уплотнение богатых, которые занимали по 7 комнат. Помните, как профессор Преображенский, который подробно объяснял Швондеру, что он работает в операционной, ест в столовой, а не на кухне. И менять ничего не намерен.
Стали появляться коммунальные квартиры, в которых проживало много семей.
Для меня отличительной чертой любой коммунальной квартиры всегда был запах. Его ни с чем не спутаешь. Это какофония.
А еще звонок, который встречал нас возле двери. И это была целая азбука. К Ивановым звонить три раза, к Валентине Иосифовне четыре коротких и один длинный. Каждая комната знала сою систему оповещения о приходе гостей.
Я была в гостях в густонаселенной коммуналке. Меня поразили две вещи. Это коридор и кухня.
Коридор всегда был царством хаоса. Потому что люди сваливали туда все, что мешает в комнате. Оно и понятно. Порой мы не можем разместить вещи в целой квартире. Все время жалуемся, что еще бы комнатку. А что делать, когда комнатка всего лишь одна. А еще за коридором непринято было ухаживать. Если в комнатах старались навести чистоту и хоть призрачный намек на уют, то коридор оставался брошенным.
А кухня – это вообще отдельная песня. Эти плиты, разносортные полочки, предметы быта. В интернете я читала историю о том, что в коммуналке была одна плита на две семьи. Так вот одна часть плиты всегда была грязная. А другая чистая. Не считали нужным мыть поверхность целиком, ведь вторая часть не наша.
Ну и, конечно же, места общего пользования. Помните индивидуальные «сидушки» на унитаз? И вечные споры о том, кто, сколько времени проводит в туалете и ванной.
Комнаты выглядели тесно и были заставлены мебелью. Потому что в одной комнате жила целая семья. Детей отправляли за ширму, которой мог служить шкаф. Потому что он нес функциональную пользу в отличие от бесполезной ширмы. Что такое личная жизнь в таких условиях? Думаю, лишь пустой звук.
И бесконечные споры и разногласия, которые выматывали нервную систему.
Кто не выключил свет?
Чья очередь делать уборку?
Почему вы готовите на моей конфорке?
Куда делись макароны с полочки?
Скажите своим детям, чтобы не носились по коридору!
Мне кажется, со временем люди привыкали к бесконечному гулу и шуму. К спорам и скандалам. Человек привыкает ко всему.
Я встречала людей, которые тепло вспоминали свою жизнь в коммунальной квартире. Но думаю тут дело в том, что прошли годы. Мои собеседники, которые ностальгировали по тем временам, давно жили в отдельных квартирах.
Я пожила в коммуналке. Правда это не была густонаселенная коммуналка. Три комнаты. Две из них смежные и принадлежали моей семье. Третья изолированная соседу. Это были годы, о которых я не хочу вспоминать.
Видимо, я так устроена, что не могу готовить в присутствии чужого человека на кухне. Мне брезгливо думать, что до раковины дотрагивается кто-то еще. Я поучаствовала в этих спорах о том, чья очередь мыть места общего пользования. Потом надоело и мыла сама.
СССР давно перестал существовать, а наша квартира оставалась коммунальной еще долгие годы.
Когда я переехала в свою квартиру, то часто вспоминала Наталью Гундареву в ее фильме «Сладкая женщина».
«Хорошо-то как, Коль! Хоть голой ходи, никто тебе слова не скажет!»
Понять эти ощущения сможет только человек, который пожил с соседями.
Я понимаю, что в фильме «Дом, в котором я живу» меня умиляет прошлое. Сам факт. Но я понимаю, и знаю на собственном примере, что такое ждать очереди в туалет или быстренько готовить ужин, пока сосед не пришел на кухню.
А как вы относитесь к коммунальным квартирам? Согласитесь, ностальгировать тут не хочется. Обязательно поделитесь своим мнением.