Найти в Дзене
Историк-дилетант

Узница Дахау

Великая Отечественная война безжалостно перепахала миллионы человеческих судеб: на фронте, в тылу, в лагерях...

Вера Васильевна Цыплякова родилась в 1924 году в деревне Покровка Курской области в многодетной крестьянской семье. Война застала Веру в городе Запорожье в доме старшей сестры. Немцы хозяйничали везде и всюду. Ежедневные обыски, облавы, голод. Трудно было заработать на кусок хлеба, а ещё труднее спрятаться от глаз немцев.

Вера была девушка видная, красивая, с пышной русой косой до пояса. Сестра всё видела и сказала: «Подавайся в деревню, ищи, где сможешь выжить, и храни тебя Господь». Вера послушалась и ушла. В одной из деревень встретила знакомых девушек, устроилась на проживание к многодетной женщине. Работала в колхозе от темна до темна, получала пол-литра молока и зерно. Делилась заработанным с хозяйкой и её детьми.

Неожиданно всё изменилось. 25 мая 1942 года в окно постучал полицай и приказал идти к сельскому совету. Тринадцать девушек посадили на конные повозки и в сопровождении полицаев повезли на железнодорожную станцию, куда свозили всех молодых парней и девушек. Всюду стояли фашисты с автоматами, собаками и орали: «Шнель, шнель!». Как скот погрузили в товарные вагоны и повезли в Германию. Никто не верил, что когда-нибудь вернётся. 

Жители Запорожья, отправляемые на принудительные работы в Германию. Фото из открытых источников
Жители Запорожья, отправляемые на принудительные работы в Германию. Фото из открытых источников

Наконец прибыли в Баварию в город Мюнхен. После прохождения комиссии были определены в лагерь Браненштадт в сорока километрах от Мюнхена. Вера работала с ядовитыми химикатами на военном заводе до июля 1944 года.

Узницы концлагеря. Фото из открытых источников
Узницы концлагеря. Фото из открытых источников

Тотальный контроль за работой. За брак жестоко наказывали: ставили к стенке и стреляли над головой. Если побежишь - избивали, не побежишь - садили в яму на три дня и морили голодом. Вере пришлось через это пройти трижды. Браненштадт забрал у неё практически все зубы, оставив два, как напоминание об ужасе войны. 

Надпись "Никогда больше" на разных языках в бывшем концлагере Дахау. Фото из открытых источников
Надпись "Никогда больше" на разных языках в бывшем концлагере Дахау. Фото из открытых источников

В июле 1944 года Веру и еще пять девушек выбрал для работы на в селе Истмайн хозяин Дурах. Работа была тоже тяжёлая, но не вредная. Радовало пение петухов. В феврале 1945 года Дурах засуетился. На то у него была причина: русские рядом и ему будет «капут». Решение – отправить назад в лагерь, было приведено в исполнение, несмотря на слёзы и мольбы девушек.

Девушек отправили в другой концлагерь - Дахау. Узников лагеря освободили войска союзников в мае 1945 года. Но ещё два месяца, пока шли бои, узники находились в лагере. Было голодно, ничего кроме редьки и жмыха.

А потом в эшелон, и домой в Союз. В сентябре Вера добралась до Запорожья. Сестра и её дети еле передвигались от истощения. Вера отметилась в НКВД и пошла работать забойщиком на шахту, потому что там давали хороший паёк. Надо было спасать родных людей.

Вера Васильевна Цыплякова
Вера Васильевна Цыплякова

Через год вышла замуж. Выбор небольшой был. За лучшей жизнью семья поехала в Сибирь. Муж завербовался на лесоповал, хотя весь был изранен. Так оказались в деревне Берёзовая Даурского района Красноярского края. Муж вскоре работать не смог, на пенсию в 26 рублей не проживёшь.

Переехали в село Российка Большемуртинского района. Вера Васильевна работала в колхозе: на свинарнике, на ферме, пасла телят, доила коров. Надо было кормить и поднимать детей, а их четверо. И они старались помогать маме. 

Вера Васильевна Цыплякова
Вера Васильевна Цыплякова

Вера Васильевна была очень позитивным человеком. Бог отмерил ей за все испытания долгую жизнь, покой и человеческое счастье на старости лет. Она вырастила своих детей, помогала им воспитывать внуков, правнуков. До конца жизни родные окружали её заботой и любовью.