Что такое кредитная история и где она хранится? Какие неожиданности могут ждать человека, который решится сделать подобный запрос, как это сделать и стоит ли беспокоиться тем, кто кредиты никогда не брал.
Кредитная история - это сведения о заемщике полученные от банков. Туда вносится информация о том, кто ранее запрашивал вашу кредитную историю, брали ли вы кредиты, как их выплачивали, допускали ли просрочки. По факту, этот документ может послужить поводом одобрить вам новый заём или отказать даже в покупке в рассрочку.
Где хранится кредитная история?
Кредитная история попадает в БКИ (Бюро Кредитных Историй). К сожалению, организация это не одна и информация в них может быть разная. Почему так получилось? Только формируется единый регламент передачи данных, пока банки могут сотрудничать с одним определенным или несколькими БКИ и запрашивать данные только в них.
ЦБ РФ активно работает хочет добиться единой системы, которая бы позволяла устранять ошибки и неточности во всех БКИ за одно обращение. Первым этапом началось сокращения количества БКИ. По данным на июль 2017 года в России действовало порядка 18 Бюро Кредитных Историй. Сейчас таких организаций всего 8: “Национальное Бюро Кредитных Историй”, “Объединенное Кредитное Бюро”, “Кредитное Бюро Русский Стандарт”, "Бюро Кредитных Историй Эквифакс”, “Восточно Европейское Бюро”, “Столичное Кредитное Бюро”, “Межрегиональное Бюро Кредитных Историй” (ссылки нет), “Красноярское Бюро Кредитных Историй”.
В названиях легко запутаться, поэтому мы добавили актуальные ссылки для тех, кто захочет узнать больше про конкретную организацию.
Почему отправлять запросы в каждое БКИ необязательно?
Современные технологии продолжают удивлять, теперь нет необходимости выпытывать у банка, услугами какого БКИ он пользуется или отправлять запросы в каждое из 8-ми действующих БКИ. Проще сначала узнать, где ваша кредитная история точно есть.
Для этого потребуется только подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг.
- Зайдите в свой “Личный кабинет”;
- Нажмите на боковое меню и выберите раздел “Справки и Выписки”;
- Вам нужен подраздел “Сведения о бюро кредитных историй”;
- Следуйте инструкциям системы и скоро Вам придет уведомление на почту;
- Потребуется снова зайти в “Личный кабинет” и ознакомиться с файлом, в котором будут перечислены все БКИ, где есть данные о Вас.
Когда стоит запросить кредитную историю?
Мы уже писали о тех многочисленных схемах, которые могут использовать мошенники для получения персональных данных жертв. Если Вы подозреваете, что Ваши персональные данные могли быть украдены, то стоит подать запрос в БКИ.
Поводом для проверки могут стать СМС из банковских учреждений о том, что Вам одобрена заявка на кредит, которую Вы не подавали. Не игнорируйте подобные обращения, лучше обратитесь в банк по номеру горячей линии и узнайте подробности. Если вы узнаете, что кто-то подал заявку без вашего ведома, то лучше запросить кредитную историю и убедиться, что запрос был единственным.
Еще один случай, если вам при хорошем уровне дохода и иных “оптимальных условиях” отказывают в кредитах и займах. Помните, в кредитной истории могут быть ошибки. Например, произошло недоразумение и вам “приписали” кредит вашего однофамильца или банк забыл подать сведения о том, что ваш долг погашен досрочно.
Как это сделать?
После того, как вы получили сведения о БКИ, которые хранят вашу кредитную историю, отправьте запрос в каждую организацию из вашего списка. Сделать это можно дистанционно. Просто сохраните нашу статью со ссылками на все официальные сайты, выбирайте нужные и направляйте запрос кредитной истории дистанционно или посредством личного обращения в бюро.
Если нашли ошибку, то
С 1 января 2022 года внести правки можно будет посредством обращения к кредитору. Допустим, сведения о статусе кредита неактуальны или содержат грубые ошибки, тогда можно будет составить заявление в любом офисе организации, которая ранее выдавала вам этот кредит и потребовать отправить актуальные сведения во все БКИ.
Отказать в приеме вашего заявления организация не сможет, но даже после наступления этой даты, рекомендуем делать две копии заявления и попросить сотрудника поставить подпись и дату приема заявления на одном из экземпляров. Так будет проще доказать в суде, что заявление у Вас действительно приняли.
Как действовать до 2022 года?
Заполните соответствующее заявление, приложите к нему документы, которые подтверждают фактическое положение дел и отправьте одним из двух способов описанных выше (электронная форма или почта России). Также вы можете обратиться в любой банк и воспользоваться платными услугами.
Если вы не получили ответа из БКИ в течение 30 дней или Вам пришел немотивированный отказ во внесении изменений, то стоит обратиться к регулятору (ЦБ РФ). Сделать это можно через интернет-приемную. Второй способ - это обращение в суд, помочь с составлением заявления может юрист или адвокат.