Отзыв читательницы Белоярской библиотеки Шангиной Т. А.
Я всё время пишу о счастье, что дарили мне книги. Но некоторые будоражили меня настолько сильно, что многие годы я больше не могла взять их в руки. Я боялась даже вспоминать их. Книги эти вытаскивали из меня то, за что было стыдно, в чём я не могла признаться даже себе. А автор где-то там, далеко, выставил моё душевное уродство напоказ.
Так было с одной повестью А. Алексина и со многими – Тендрякова. Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» – из таких запретных для меня книг. Но на днях библиотека прислала мне аудиокниги в исполнении самого Павла Санаева: «Похороните меня за плинтусом» и продолжение – «Хроники Раздолбая».
Слушать начала сразу продолжение. «Похороните…» я вроде бы «не увидела». А думать всё время думала. Вот и решила побороть свою слабость, проанализировать, понять себя. Первое, что поняла… : я не стала писателем, никогда и не смогла бы, потому что П. Санаев пишет об очень больном и очень стыдном. Пишет так, что боль его передаётся читателю. НО ВЕДЬ ПИШЕТ! Потому что он ПИСАТЕЛЬ. А я не могу, потому что личные эмоции захлёстывают меня, я не могу вырваться из моего «Я».
Повесть «Похороните меня за плинтусом» читали в начале XXIвека, по-моему, все. Многие осуждали автора за избыточную, на их взгляд, душевную обнажённость. А я попросту не смогла читать – было обжигающе больно, жаль героев, которых я знала: Всеволод Санаев, его жена, Ролан Быков, Елена Санаева, их сын Паша.
Потом вышел фильм – там любимая моя актриса Светлана Крючкова сыграла бабушку устрашающе отвратительной.
Что-то было тут не так! Чутьё учительское подсказывало – так внук не мог писать о бабушке. И я взялась за книгу! Сопоставила фильм и книгу – ничего Светлана Крючкова не преувеличила. Просто талант актрисы победил мальчика Пашу. Ушла нежность – осталась только яростная боль. Смотреть фильм было просто невозможно. Так книга «пришла» ко мне. Но слушать сейчас второй раз не хочу! А вот «Хроники Раздолбая» слушала с удовольствием. Взрослеет наш мальчик, узнаёт жизнь методом проб, ошибок. Написано предельно искренне.
Но поймала себя на мысли: если бы много лет назад мне вместо «Похороните меня…» попала в руки повесть «Хроники Раздолбая», имя Павла Санаева не стало бы для меня важным открытием.
Казалось бы – один автор – один стиль, темы знАчимые, даже герои общие: мальчик Паша, его мама, отчим.
А книга не зазвучала. Нерва в ней нет. Остроты чувств нет. Значит, есть особая кнопочка, которая открывает дверцу в душу читателя. Здесь дверца не открылась. Думала, думала – ничего не придумала. Дело не в бабушке – не во всякой ведь книге есть такой накал чувств. Дело в мальчике, который стал писателем и рассказал о самом больном, о самом важном.
Я думаю, талант автора вызван был силой любви, которая была им испытана в детстве. Дальше, после смерти бабушки, всё стало обычным, как у всех. И писать стало не о чем!
Я пишу это и словно предаю славного умного автора Павла Санаева. Но я ведь в этих очерках пишу о роли книг в моей жизни. Эти две книги одного автора сыграли ТАКУЮ РАЗНУЮ роль.
А повесть «Хроники Раздолбая» наверняка понравится мамам и бабушкам сегодняшних 17-летних раздолбаев. Жаль, конечно, что сами ровесники героя повести книг не читают…