Найти в Дзене
Валентина Дятлова

Советы психолога, как победить детские страхи

Итак, если мы говорим о детских страха, то мы можем выделить два основных типа страхов, которые проявляются в разные возрастные периоды. Первый тип детских страхов - это неосознанные страхи, которые проявляются у ребенка прежде всего, где-то в возрасте четырех-пяти лет. Почему именно этот возраст является ключевым, для развития первых детских страхов? Потому что ребенок, к этому возрасту, уже обладает достаточно хорошим пониманием разных процессов. Он уже хорошо усваивает информацию, он уже хорошо запоминает и в этом возрасте у ребенка уже очень хорошо развито воображение. Вот это понимание, плюс воображение дает возможность сочинить страшную картинку. Расширить ее, дополнить ее всякими невозможными ужасными деталями. Откуда ребенок берет идеи для этих страхов? Он черпает их, как правило, из окружающего пространства. Он мог посмотреть страшное кино, увидеть что-то страшное в мультфильме, он мог увидеть какой-нибудь жуткий неприятный постер или какой-нибудь там плакат, рекламу и яркий образ мог глубоко отпечататься у него в памяти. Кроме того, дети очень активно слушают то, что мы им говорим. А ведь мы не замечаем, что даже сами родители часто вселяют в детей этот страх. Когда ребенок себя плохо ведет, родители говорят будешь себя так плохо вести, придет к тебе какая-нибудь там баба Яга бабайка или кощей бессмертный или какие-нибудь современные монстры и заберет тебя от нас. Ребенок боится уже вымышленных каких-то угроз, которые создают сами родители и когда он это домысливает, додумывает себе, дорисовывает эти образы, то страх для него становятся абсолютно реальным. Если мы говорим о страхах детей в возрасте около 4 -6 лет, то чаще всего, в этом возрасте дети боятся следующих моментов: они боятся, прежде всего, потусторонних монстров и они боятся всяких чудовищ, например, там зомби какие-нибудь, ходячие мертвецы, и прочие истории. И, вот это нужно четко разделить боится ли ребенок какого-то конкретного чудовища или он боится просто, например, темноты. Потому что страх темноты сам по себе не обоснован. Ведь ребенок боится не темноты, он боится чего-то, что в этой темноте скрывается. И если ваш ребенок говорит, что мне очень страшно потому что здесь темно, важно с ним поговорить и выяснить чего именно в темноте он боится. Какую угрозу он в ней ожидает и тогда этот эфемерный общий абстрактный страх темноты, перейдет уже в какую-то конкретную категорию того, что в этой темноте скрывается. Но, кстати говоря, в этом плане для вас могут быть еще интересное открытие. Одна мама со мной недавно поделилась своим опытом разговора с ребенком относительно страха темноты. Мальчик долго не решался ей признаться, чего именно он боится в темноте. Мальчику на этот момент было шесть лет и когда все-таки маме удалось с ним спокойно поговорить, а я подчеркну, что разговаривать с детьми об их страхах нужно не в момент, когда ребенок ложится в кровать и вы собираетесь выключать свет. Не в момент, когда он уже напуган, а в момент, когда он находится в спокойном, уравновешенном состоянии. Когда он понимает, что ему ничто не угрожает и он готов с вами поделиться своими переживаниями. Так вот когда и той маме все-таки удалось вывести ребенка на такой спокойный доверительный разговор, оказалось, что мальчик боится темноты потому что он опасается, что ночью, если ему захочется встать в туалет или попить воды и он будет по тёмному помещению, по темному пространству проходить к коридору, то вдруг он в темноте на что-нибудь наступит. Он может либо поранить себе пяточку, либо поломать какой-то предмет, на который он наступит, либо он боится, что мама его наругает, что он шумит, если он заденет какой-нибудь предмет. И оказалось, что нет никакого страха темноты, есть страх как-то неосторожно повести себя в плохо освещенном пространстве. Поэтому эта проблема была решена просто маленьким легким ночником, который давал такой чуть-чуть едва уловимый свет, который помогал ребенку ориентироваться в пространстве ночью. Если же мы говорим о детских страхах более старшего возраста, то здесь на первое место выходит уже другие вещи. Уже не так актуальны для детей иррациональные страхи неких потусторонних существ, каких-нибудь его монстров, бабы яги и так далее. Для ребенка здесь уже на первое место выходят социальные страхи. То есть, например, страх критики, страх оказаться в неловкой ситуации, страх, что мама или папа отругают, или накажут за какой-то проступок, страх получить плохую оценку, страх не справиться с каким-либо заданием и вот эти страхи уже не относятся к категории иррациональных. Это страхи, которые подкреплены у ребенка уже каким-то его опытом. Он знает, например, что если когда-то была такая ситуация, что он поступил плохо его очень жестоко наказали, что было у родителей какая-то жесткой агрессивная реакция что его поставили в положении когда он чувствовал очень сильное ощущение стыда и вины что он чувствовал бесили он не мог справиться с этой ситуацией то дальше подобные ситуации конечно будут вызывать у него страх более того он будет бояться любых возможностей которые по его мнению могут к такой ситуации привести и от этого он будет из за этого он будет стараться возможно вообще не предпринимать никаких действий чем сделать что-то неправильно не проявлять активность на уроке чтобы не получить плохую оценку не выступать например на публике не принимать участие в каком-нибудь школьном конкурсе чтобы не получить в ответ жесткую критику поэтому детские страхи возраста уже более осознанного 789 около 10 лет это страхи которые можно регулировать хорошим общением с ребенком и которые можно снимать через разговоры то есть для того чтобы помогать более старшему ребенку не чувствует страх критики страх неверного действия страх осуждения важно прежде всего создавать для него комфортное спокойное пространство где он будет помнить что совершить ошибку это неплохо это не трагедия и не преступление это просто та ситуация которую нужно исправить где он будет знать что получить нехорошую какую-то негативную оценку это не конец света это просто показатель твоей осведомленности твоих знаний только на нынешний момент на сегодняшний день и это можно не сложно каким-то в нормальным способом исправить когда вы показываете ребенку что и ошибаться это нормально и допускать какие-то неправильные действия это нормально и важно просто уметь выйти из этой ситуации то вы помогаете ребенку убирать его страхи помогаете ему более свободно действовать в своем детском коллективе а вы помните чего именно вы боялись в детстве я например помню что я не могла засыпать на обычной кровать и потому что мне казалось что если я во сне случайно опущу руку или ногу из-под кровати вылезет какой-то подкроватный монстр которым мы друг друга пугали в детском саду и обязательно схватит меня за руку или за ногу и утащить к себе в какой-то подземелья то что мы жили на третьем этаже и в нашей квартире в принципе не было никакого подземелья разумеется мне не добавляла спокойствии и уверенности.