Так уж повелось в нашем родном Отечестве - все время чего-то не хватает, все время чего-то нет. Или есть, но в дальнем городе, о котором не знает наука География. Или было в соседнем райцентре, но закончилось буквально вчера. Но еще привезут, много, всем желающим хватит. Привезут, непременно, на днях - вы заходите.
А еще так было, так есть и так непременно будет - что чего-то нет, чего-то нет совсем, а чего-то нет и вовсе. Нашей промышленностью еще/уже не выпускается, а с импортом, все замечательно с импортом. Только Аа-Уу!!! ему кричать, импорту.
Вот взять, к примеру, наши времена. Помповые иномарки ушли со сцены вместе с 90-ми годами. И если продаются, то далеко не новые. И как правило, наследниками владельца. И цены, как за океаном. Зато можно купить отечественное помповое ружье - МР-133 и Бекасы, как будто, еще производятся.
С ружьями самозарядными еще интереснее. У нас производятся Саёги, Вепри и тому подобные МР-155 - то есть, гладкоствольные полуавтоматы привычных охотничьих калибров.
Были еще ТОЗ-87, всякие там Бекас-Авто и Туканы. И что характерно, изделия всех систем были и есть сугубо газоотводные и худо ли, хорошо ли - они работали. И работают.
Единственную отечественную инерционную же систему МР-156 лет пять рожали с великими потугами. И получилось, как всегда. Вернее, хуже, чем обычно.
Гораздо более сложная по конструкции МЦ 21-12, секрет производства которой безнадежно утрачен, работала куда более уверенно.
Зато магазины завалены турецко-бразильскими стрелялками на любой вкус. Особоопасные, по мнению одного золотого мальчика, системы Катсан, всякие там Секссельмаг Х700 и еще Хуглу знает что.
Впрочем, это обыкновеннейшая ситуация, так когда то уже было в начале ХХ века. Когда отечественной оружейной промышленностью с немалым трудом было освоено серийное производство горизонтальных двустволок. Курковых и даже бескурковых. А еще многочисленных конверсий из бывших пехотных винтовок.
Так то двустволки были, любого вида и количества. Бессовестно дорогие англичане высшего класса, работы Пердея и Голланд-Голланда . Не уступающие им изделия Мацки и Йенча, которые собирали в России из лучших в мире покупных деталей.
Еще продавались бельгийцы, французики и германцы со шведами, рангом пониже.
Некоторые привозили оттуда, некоторые собирали здесь. Как теперь говорят, с частичным импортозамещением - ложи и цевья были из крымского ореха. А еще спусковые скобы и некоторые винты производились у нас.
Хватало также дрянных артельных поделок, неизвестно где, кем и как собранных. И тому подобного контрабандного товара, сделанного в Одессе, на Малой Арнаутской улице(с)
А гладкоствольное самозарядное ружье было представлено Старому Свету в виде единственной модели - Browning-а Auto 5 производства бельгийского FN - Фабрик националь.
И подобное положение дел сохранялось до лета 1914го. После которого многим еще надолго стало не до ружей.
Что характерно, изменения к лучшему таки наступили. В августе 1921го в молодой Советской республике было принято решение возобновить выпуск охотничьего оружия в Ижевске, а годом позже возобновился выпуск модели "Б" в Туле.
В 1925 году в Ижевске каждый месяц собирали по 800 ружей различных систем - Веблея, Дау и Пипера. Плюс утилизировали старые винтовки Бердана рассверливанием стволов до 32 гладкого калибра, выпускали шомполки и капсюльные "сибирки".
Летом 1926го освоили модель Айвера-Джонсона, превратившегося в Иж-5. В 1934 году выпустили партию бескурковых ИЖ БК уже собственной разработки. А к новому, 1937 году освоили производство ИЖ Б-36.
Перед самой войной инженер Гуревич разработал свое ружье. Ружье, ставшее первой отечественной вертикалкой. Ружье, которое много позднее стало основой для ТОЗ-34. То есть, работа велась и наработки были. Вот только самозарядных ружей не было.
Зато в июле 1945 года при ТОЗе стараниями Д.М.Кочетова была открыта ШОМ - Школа оружейного мастерства.
А в августе 1946-го - маршал Устинов утвердил решение организовать в Туле Центральное конструкторско-исследовательское бюро с испытательной станцией (ЦКИБ).
С приходом к власти Хрущева общее поступательное движение во многих отраслях получило явный перекос. Где то развитие замедлилось, а то и вовсе встало. А где-то прогресс поскакал, как ужаленый.
Оставим кукурузно-целинные устремления человека в косоворотке,
поговорим о другом. Никита Сергеевич был человеком увлекающимся. А еще неудачливым и оттого завистливым. А еще искренне считал, что упорством в деле изгибания собственной линии можно заменить знания и умения.
Слепая вера Первого секретаря во всемогущую силу ракет привела в упадок фронтовую авиацию, артиллерию и надводный флот. Стоит отдать должное - Пауэрс советскими ракетами проникся. Но кто считал, во что обошлась стране катастрофа маршала Неделина - просто кому-то хотелось непременно успеть к 7 ноября
Спешка в строительстве атомных подводных лодок привела к череде аварий. Когда экипаж АПЛ используется в качестве лабораторных мышей, с переменным успехом ремонтирующих свою экспериментальную плавучую клетку - трудно ожидать другого. И действия экипажей К-3 и К-19 останутся примерами героизма до тех пор, пока существуют подводные лодки.
Американцы даже по этому поводу фильм сняли. Американцы. Про наших, советских подводников. Фильм. Со слоганом "трагедия рождает героев".
Очередная попытка нагнать и перегнать и немедленно выпить, вылилась в опытную по сути эксплуатацию реактивного лайнера ТУ-104 на регулярных рейсах. И снова раздолбайство одних компенсировалось героизмом других - явление "подхват" стало причиной двух авиакатастроф за один только 1958 год. 15 августа в Хабаровском крае борт CCCP-Л5442 обходил грозу на высоте около 12000 метров и разбился в результате подхвата. Явление, когда самолет резко задирает нос, набирает около 2000 метров высоты, теряет скорость, сваливается переходит в штопор.
Когда этот самый подхват случился с бортом CCCP-42362, КВС Гарольд Кузнецов понимал, что потерявший управление и штопорящий ТУ-104 обречен. И до самого столкновения с землей передавал в эфир, что происходит с самолетом. Информация, переданная летчиком, послужила поводом для внесения изменений в конструкцию самолета. Хотя товарищ Туполев считал, что всему виной человеческий фактор.
С автомобилями и мотоциклами было проще. Автомобили - это все же не ракеты, не самолеты и не подводные лодки. По воздуху они не летают и под воду при обычной эксплуатации не погружаются.
Да, разработка требует времени, сил и коллектива авторов, вооруженных знаниями. Но если нет своего - можно подсмотреть у других и сказать, чтобы свою конструкцию сделали лучше. Или хотя бы не хуже.
Доподлинно неизвестно, где Никита наш Сергеевич увидел итальянский мотороллер Vespа и автомобиль FIAT-600 - вероятно, что при просмотре фильма "Итальянские каникулы". Факт тот, что в скором времени в Вятских Полянах начали производить свои, советские Vespа под именем Вятка. А на бывшем комбайновом заводе "Коммунар" в городе Запорожье - освоили производство Москвича-444 разработки МЗМА. Который быстро переименовали в ЗАЗ-965.
Похожим образом поступили и с первым советским самозарядным ружьем - об этом уже писали некоторое время назад.
Тогдашние хозяева Кремля охоту искренне любили и уважали. А где охота - там и ружья.
И учитывая любовь Сергеича ко всему итальянскому - немудрено, что распоряжение сделать такое же ружье, как у итальянцев, полетело в ЦКИБ.
В ЦКИБе взяли под козырек и отправились исполнять.
С 1958 года началась работа по теме самозарядного ружья. Изначально предполагалось выпускать его в трех калибрах - 12,16 и 20. Но изготовленные опытные ружья наглядно продемонстрировали, что никакой унификацией между разными калибрами и не пахнет. Для уверенной работы в 16 и 20 калибре детали ружья 12 калибра оказались переразмерены. И для внятной перезарядки требовали облегченного ствола.
Облегченный же ствол тянул за собой изменения ствольной коробки и затвора. Затвор иного размера требовал иных размеров режущего инструмента. Сверла, фрезы, развертки - все другое.
А где другой затвор - там еще и ширина ствольной коробки и иной подствольный магазин. Под каждый калибр свой. 21я модель на фрезерованной ствольной коробке - это не штампо-клепаная Сайга. У Сайги поворотный затвор и коробчатый магазин, не требующий отсекателя. 21я же модель живет за счет внятной работы остановов справа и слева от затвора. Ход остановов, их взаимное расположение - это все критически важно.
А с учетом того, что ствольные коробки изготавливались из поковок и того, что объем слесарно-станочных работ при изготовлении ружья был весьма немалый - выпуск МЦ-21 в трех калибрах означал выпуск трех разных ружей.
С учетом возможностей ЦКИБ и по сути, индивидуального изготовления каждого ружья - стоимость одной единицы примерно соответствовала стоимости ЗАЗ-965. То есть, ни о каком серийном выпуске говорить не приходилось.
Серийный выпуск был возможен при одном только условии. Если силами ЦКИБ ружье максимально отехноложить под возможности ТОЗа и на этот самый ТОЗ передать.
И ЦКИБ с самого начала работы по теме самозарядного ружья - старался от этого ружья отказаться.
ЦКИБ тех лет был прежде всего это школой оружейного мастерства, И это самое мастерство проявлялось во многом. ЦКИБ - это были спортивные ружья для спортсменов от КМС и выше. Это участие в Олимпиадах и мировых первенствах по стрельбе. Это подарки для первых лиц государств. И даже самый обычный ТОЗ-34, собраный в ШОМ при ЦКИБе, представлял из себя Совсем Другое Ружье. Тогда была такая практика - собрать валовое ружье в рамках дипломной работы будущего слесаря и нанести гравировку стараниями будущего гравировщика. И ружья из рук вчерашних учеников не уступали заводским подарочникам.
А самозарядное ружье, представлявшее из себя нелицензионную версию Browning Auto 5, в эту концепцию не попадало.
Тем не менее, ружья выпускалось силами ЦКИБа до тех пор, пока конструкция не была достаточно отработана для передачи ее производства на ТОЗ.
И общее количество ружей, выпущеных ЦКИБ, никак не превышало 4000 единиц всех калибров. В 1964ом году вышел иллюстрированный каталог с фотографией и описанием ружья, изданный румынским Домом техники. А в 1965ом ружье было удостоено Золотой медали Лейпцигской ярмарки. В 1965 году Лейпцингской ярмарке исполнилось 800 лет. И сам факт участия в Лейципгской ярмарке означал многое. С учетом того, что ГДР была страной с самой развитой промышленностью во всей Восточной Европе - Золотая медаль означала признание во всех странах бывшего СЭВ и ОВД.
С лета 1965 года производство ружья МЦ 21 начато на ТОЗе. ЦКИБ продолжал выпуск отдельных, штучных изделий модели 21 примерно до 1982 года. И основным отличием 21х производства ЦКИБ был прежде всего номер и отсутствие клейма ТОЗ - буквы "Т" в треугольнике.
ТОЗовские ружья с 1967 и до 1984 года имели формат номера "одна буква, три или четыре цифры". Когда одиночные буквы кончились, перешли к формату "две буквы, три или четыре цифры". Чтобы не было путаницы и двойников под одним номером. А с 1984 года - год выпуска ружья обозначают две первые цифры.
И чтобы не сводить материал к общим фразам - мы нашли МЦ 21-12 выпуска ЦКИБ 1971 года.
Ее и рассмотрим.
Общий вид - обращает на себя внимание лишь нетипичная щека на прикладе.
А вот и она. Орех довольно обыкновенный. Разве что насечка весьма аккуратная.
И рукоятка по строю ближе к старому баварскому. Но спинка при этом прямая.
Цевье от привычного отличается мало. А на коробке вместо привычной машинной гравировки присутствует гравировка совершенно иного рода.
Рассмотрим поподробнее:
Кнопка дюралевая, а не пластик
Скоба:
Остановы на винтах, а не на штифтах. Помимо шестизначного номера, на коробку нанесена марка и модель. Нанесена гравировкой, а не набита. Две цифры номера на фотографии закрашены
То же самое и на стволе:
Раз уж начали говорить про ствол - посмотрим и на другие клейма - НЕ БОЛЕЕ 700 кг/см2. И Д.С.1,0 , 70 БУМ. То есть, указано максимальное давление. Далее - дульное сужение 1,0 мм, патронник под 70 мм бумажную гильзу. Чуть выше просматривается внутриЦКИБовский номер на стволе.
И некоторые конструкционные отличия магазина:
А теперь извлечем затвор и посмотрим, чем он отличается
Затвор без планки:
А сама планка куда более сложной формы
Никакой симметрией и не пахнет
А вот сам затвор в разобранном состоянии:
А вот теперь перейдем к самому важному, критическому отличию наших МЦ 21. Вне зависимости от места производства и года выпуска.
Вот МЦ. Отверстие под личинку в хвостовике ствола круглое.
А вот Breda, мы про нее писали. У нее отверстие в хвостовике прямоугольное.
Круглое отверстие гораздо проще выполнить с точки зрения технологической. Квадратное отверстие представляет гораздо большую сложность в изготовлении.
В эксплуатации - все с точностью до наоборот.