Найти тему
Банкротство от А до Я

Как поссорились Вадим Рудольфович с Глебом Рудольфовичем. Суд первый

Продолжение. Начало здесь.

В первом иске Глеб требовал от суда запретить Вадиму исполнять на концертах песни “Агаты Кристи” за авторством младшего.

Суд первой инстанции в иске отказал, поскольку:

  1. И Глеб, и Вадим - обладатели смежных прав. Они оба участвовали в записи ставших камнем преткновения песен. Без участия Вадима песни не исполнялись бы “Агатой Кристи” и не стали бы известны.
  2. Вадим платит Глебу роялти за исполнение песен.
  3. И Глеб, и Вадим как участники “Агаты Кристи” заключили лицензионный договор и передали некоей организации право на получение вознаграждение за использование песен в размере 50/50.
  4. Иск должен быть предъявлен к организаторам концертов Вадима, но не к нему лично.

Не вдаваясь в подробности четвертого аргумента суда, который представляет собой чистую процессуальную казуистику, остальные аргументы кажутся обоснованными. Но об этом позже.

Жорж де Латур - Ссора музыкантов (1615)
Жорж де Латур - Ссора музыкантов (1615)

Спор побывал в апелляции.

Здесь суд не стал глубоко вдаваться в отношения братьев, отметив лишь, что Глеб передал права на использование песен некоей организации и, значит, не может ничего требовать от Вадима. Если кто и мог обращаться в суд, то это должна была делать неназванная в решении организация.

Ну что ж, позиция суда ясна. Давайте разбираться, насколько она обоснована.

Во-первых, очень сложно оценить аргумент суда о том, что братья передали права на свои произведения третьей организации. В решениях не конкретизируется, предусматривал ли договор исключительную лицензию или нет, какие права были переданы и пр.

Во-вторых, аргумент о том, что Глеб не вправе запретить исполнять написанные им песни Вадиму, не выдерживает критики. В данном случае суд должен был разобраться, какова была роль Вадима Рудольфовича в создании этих песен. Иными словами, может ли он претендовать на соавторство. В противном случае получается, что каждый член группы, участвовавший в записи альбома, может после ее распада эти песни исполнять, что, разумеется, не так. У песни есть автор, и именно ему решать, как своими авторскими правами распоряжаться.

В-третьих, казуистичный аргумент о том, что Глеб должен был обращаться с иском к организаторам концертов, также не выдерживает никакой критики. Цель Глеба Рудольфовича - запретить исполнение своих песен Вадимом Рудольфовичем в будущем, а не получить компенсацию за исполненные на уже прошедших концертах песни.

А в целом нужно отметить, что решение, возможно, верно по форме. Нам сложно судить, не имея на руках всех документов и доводов сторон. Да и сами решения (что первой инстанции, что апелляции) многих ответов не содержат. Они написано с присущим судам общей юрисдикции сумбуром вместо музыки. Тем не менее, даже верное, соответствующее правовым нормам решение может быть тем, что Владимир Ильич называл “по форме правильно, а по существу - издевательство”.

Далее обсудим второй суд. Он, хоть и касается меркантильного вопроса, на самом деле непосредственно связан с этим, “творческим судом”. Так что следите.

Подписывайтесь на телеграмм-канал, где вы можете прочитать этот и другие материалы. Точно ничего не пропустите. И даже увидите раньше.