Православные греческие святыни живут по вековым канонам
Святые Метеоры в горах Фессалии – это очевидное–невероятное. Как таковых монахов некоторые монастыри насчитывают всего лишь несколько человек, в то время как обслуживанием каждой «метеорной» громадины занимаются порой десятки людей. Как и сто, двести, триста лет назад, здесь по-прежнему царят традиционные церковные порядки. Туристам нельзя шуметь, курить, пользоваться мобильными телефонами, им необходима «приличная» одежда. Никто, конечно, не заставляет посетителей надевать строгие костюмы, но в шортах, мини-юбках и прочих пляжных нарядах, столь естественных для солнечной южной страны, в Метеоры пройти не удастся. Монахи на непрерывный туристический поток стараются не реагировать - спокойно занимаются своим делом или попросту исчезают в кельях. На «общее обозрение» выходят лишь тогда, когда по какой-то надобности им нужно покинуть закрытые для посещения туристов помещения.
Жизнь монахов – это тяжкий, суровый и трудный путь, единственная цель которого – служба Богу путём непрерывного покаяния и молитвы. Сутки в монастырях разбиты на три части. Первая посвящается молитве, вторая – работе (даже старики обязательно выходят на работу, если здоровы), третья – отдыху. Молятся монахи, в основном, ночью, днём занимаются иконописью, резьбой по дереву, чтением Священного Писания, пением псалмов, другими повседневными заботами.
Пища монахов чрезвычайно бедна. Её основа – хлеб, растительное масло, вино (уставами монастырей оно не запрещается), маслины, оливки, овощи. Рыба появляется на монашеских столах только в праздники, мясо вообще запрещено монастырскими уставами. «Здесь закаляется вера и формируется личность, воспитывается повиновение и подавляется воля», – утверждают путеводители, продающиеся прямо у входа на территорию любого из действующих монастырей.
Научно доказано, что скалы Святых Метеор имеют океаническое происхождение. Образовались они в так называемый третичный период, примерно шестьдесят миллионов лет назад, когда находились под водой. Монахи-отшельники облюбовали эти места в IX–X веках. Поначалу аскеты жили в пещерах, которыми усеяны отвесные стены скал. В XIV веке стали строиться первые монастыри. Какой самоотверженностью и силой духа должны были обладать люди, чтобы на головокружительной высоте, куда нелегко подняться даже профессиональному альпинисту с современным снаряжением, в средние века (!) построить жильё и церкви!
Монастырь Святой Троицы, в котором мне довелось побывать на этот раз, известен ещё и тем, что фигурировал в одном из фильмов о Джеймсе Бонде. Продюсеров интересовало, в первую очередь, эффектное расположение обители, которая в фильме фигурирует как «монастырь Святого Кирилла». Однако реальный монастырь мало попал в кадр – на соседней скале были сооружены декорации монастыря. Дело в том, что когда англоязычная съёмочная группа прибыла на место, выяснилось, что монахи не хотят допускать в свою обитель киношников, которые «нарушат святость монастыря сценами, проникнутыми ужасами, сексом и насилием». Не по душе пришёлся монахам и образ главного героя бондианы. Признание британского актёра Роджера Мура, исполнителя роли агента 007, вежливо сказавшего о том, что он «сам когда-то был святым», не помогло. Монахи Метеоров, несмотря на то, что зарубежные киношники получили разрешение на съёмки от греческого правительства, закрыли монастыри для посетителей и в качестве протеста вывесили одеяла и простыни…
И в наш век, век порой бездумного пиара, обитатели Метеоров не приемлют никакой информационной шумихи вокруг святых для них мест. Даже культовые кинофильмы не могут поколебать устои менталитета людей, живущих по тем же канонам, что и их предшественники сотни лет назад. Для монахов, «гнездящихся» на греческих скалах, «на жерновах истории – всё тлен и суета», есть только вечность. Недаром же там, где в греческих монастырях покоятся останки умерших монахов, обычно есть надпись: «Мы были такими, как вы. А вы будете такими, как мы».
Автор: Владислав Рыбаченко
Фото автора