Проблема отношения детей к родителям
К самому близкому человеку не могла так долго приехать по ряду причин, не оправдывающих её, героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». Получив телеграмму о том, что мать умирает, Настя опоздала и приехала тогда, когда мать уже похоронили. Единственное желание матери увидеть дочь и попрощаться с ней Настя не осуществила. Она поняла, что ничьего прощения ей сейчас не надо, кроме материнского. Поступок, который совершила дочь, уже не исправить. Запоздалое раскаяние не в силах что-то изменить.
Как проявляется настоящая материнская любовь?
В рассказе «Телеграмма» К.Г. Паустовский дал образ престарелой женщины, вконце жизни которой на ее долю выпало тяжелое испытание – длительные разлуки с дочерью. Катерина Петровна ослабла физически, но сила материнской любви в ней не угасла.
Старушке становилось все труднее вставать по утрам. На отцовских картинах она уже ничего не могла разобрать. Она помнила их по памяти. От слабости старушка не могла говорить громко. Она часто тихонько плакала.
О дочке, которая жила в Ленинграде, она думала «все дни, сидя на краешке продавленного дивана…». Когда приносили денежный перевод от Насти, мать «перечитывала слова на нем, которые были «все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». Когда Катерина Петровна перебирала купюры, «ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами».
Однажды ночью ей послышалось, как кто-то долго стучал в калитку в глубине сада. Катерина Петровна забеспокоилась и впервые за этот год вышла из дому. Но ей показалось. Пообщавшись с кленом, который она посадила еще девочкой-хохотушкой, она ушла домой и написала дочке прощальное письмо, в котором называла дочку ненаглядной и просила ее приехать хоть на день. Катерина Петровна очень хотела ее увидеть и подержать ее руки.
Чувствуя приближение смерти, женщина думала не столько о своем состоянии, сколько о том, чтобы еще раз увидеть дочку, ведь она не приезжала уже три года.
Катерина Петровна не винила дочь. Она просто терпеливо ждала встречи с ней. Желание встретиться с дочкой было тихим. Она не проявляла сильного беспокойства, не возмущалась по поводу поведения Насти. Но любовь к дочери не угасла. Катерина Петровна не перестала любить дочку. Именно любовь к дочери давала старушке силы еще какое-то время ждать ее приезда.
К.Г. Паустовский показал нам самую преданную, самую сердечную любовь – любовь матери к дочери.
Итак, настоящая материнская любовь проявляется не только в заботе о маленьких детях, но и в постоянных думах о взрослых детях и в тихом ожидании их приезда.
Нужна ли ложь во спасение?
В рассказе «Телеграмма» читатель знакомится с историей престарелой женщины, которая тоскует о дочери и хочет, чтобы она приехала проститься с ней. События связаны с человеком, который воспользовался ложью, оправданной благими целями.
Дочка Настя, живущая в Ленинграде, уже три года не приезжала к матери. Она получила телеграмму о болезни матери, но не могла приехать сразу из-за важных дел.
В быту старушке помогали девочка Маняша и сторож Тихон. Они видели, как Катерине Петровне тяжело. Добрый и отзывчивый человек, Тихон решил успокоить старенькую женщину. Он втайне от нее сочинил телеграмму, которую якобы послала Настя. В ней Тихон написал от имени Насти о ее скором приезде и добавил предложение: «Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Именно по этой фразе Катерина Петровна догадалась, что телеграмма ненастоящая и спокойно поблагодарила Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение. Тихон воспользовался ложью бескорыстно, не для себя, а для успокоения старой женщины и сделал это от чистого сердца.
Я думаю, что ложь во спасение нужна, и мужчина поступил правильно.
Что такое нравственное образование?
В течение своей жизни человек совершает множество нравственных поступков, хороших или ошибочных. Также люди учатся и на чужих поступках. Таким образом чаще всего именно жизнь дает человеку нравственное образование.
Нравственный урок получила главная героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», которая длительное время не посещала одинокую престарелую мать. Она ограничивались лишь денежными переводами и небольшими приписками в них. Ей даже некогда было написать письмо матери.
Получив телеграмму, в которой сообщалось о тяжелом состоянии матери, Настя, отбросив сомнения, призналась самой себе, что мать – единственно близкий человек. Девушка очень хотела увидеть мать, хотела успеть, чтобы та простила ее. Но было поздно. Проявившая заботу о чужом человеке – художнике Першине – девушка упустила самое главное в жизни – так необходимое для матери общение с дочерью.
Настя получила жестокий урок и будет жить с осознанием вины перед матерью.
Заканчивая размышления, остановлюсь на заинтересовавшем меня высказывании литературного критика ХIХ В.Г. Белинского о том, что «есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное». Я думаю, что оно как нельзя кстати отражает главную мысль рассказа «Телеграмма» и характеризует героиню. Суть нравственного образования в том, что помнить о родителях, писать, навещать - это обязанность перед теми, кто дал нам жизнь.
Важна ли в современном мире забота/отзывчивость? Какие поступки человека говорят о проявлении заботливости/отзывчивости?
В рассказе «Телеграмма» К.Г. Паустовский пишет о старенькой женщине, которая осталась в одиночестве. Дочь Настя, жившая в Ленинграде, не приезжала к ней уже 3 года. Только сообщала о себе денежными переводами, в которых писала о своей занятости.
Катерина Петровна оказалась бы в полном одиночестве, но ей помогали хорошие знакомые – Мaнюшка, дочь соседа, и сторож Тихон, который помнил и почитал отца Катерины Петровны. Девочка приходила кaждый день и приносила воды из колодцa, подметала полы, стaвила сaмовaр. Когда Катерина Петровна уже не вставала десятый день, Манюшка не отходила от нее и спала на диване. Тихон жалел Катерину Петровну, тоже помогaл по хозяйству: «рубил в сaду зaсохшие деревья, пилил их и колол». Он часто интересовался, пишет ли дочка матери. Начало подмерзать. Тихон, придя к старушке, радовался, что Насте будет «способнее ехать».
Тихон послал телеграмму Насте о том, что ее мать при смерти. А когда Катерина Петровна не вставала уже 10 день, он написал телеграмму от имени Насти и принес старой женщине, чтобы успокоить ее. Это была ложь во спасение. Катерина Петровна поблагодарила Тихона и… умерла. Тихон пожалел, что она не дождалась дочки, и посоветовал Манюшке не быть «пустельгой» /птичкой, издающей пустой звук/ - пустозвоном, и за добро платить добром. Так Тихон в душе думал о Насте. Для него дочка Катерины Петровны – пустомеля, болтунья, которая находила разные причины-отговорки, чтобы отложить поездку к матери.
Итак, на примере заботливых и отзывчивых людей-неродственников К.Г. Паустовский доказывает мысль о том, что забота и отзывчивость всегда должны оставаться важной жизненной ценностью.
Проблема проявления совестливости
В «Телеграмме» К.Г. Паустовский рассказывает о том, как девушка, которая жила в Ленинграде, навещала свою мать очень редко. Она успокаивала свою совесть тем, что у нее много работы. Когда Настя получила телеграмму, она уехала с открытия выставки и хотела скорее добраться до матери. Дочь поняла, что роднее и ближе матери у нее никого нет. Настя опоздала на похороны. Приехав, она проплакала всю ночь. Из Заборья она уехала тайно, чтобы никто ее не увидел. Ей было стыдно, она чувствовала себя виноватой. Хотя ничего поправить уже было нельзя, совесть дочери все-таки проснулась.
К.Г. Паустовский, как и многие писатели, говорит нам о высоком нравственном принципе - жить по совести. В жизни много таких ситуаций, когда не потерять совесть трудно. Пусть совесть чаще «бунтует», пусть и поздно.
Проблема оказания помощи и поддержки
Проблема проявления истинной заботы
В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о том, как люди помогали престарелой Катерине Петровне, у которой дочь Настя жила в городе и длительное время не могла приезжать к ней. Это были дочь соседа Манюшка и старик Тихон. Девочка прибегала каждый день, приносила воды из колодцa, подметала пол, стaвила сaмовaр. Тихон помогaл по хозяйству: рубил в сaду зaсохшие деревья, пилил их, колол нa дровa. Он спрашивал Катерину Петровну, пишет ли дочка. Потом послал Насте телеграмму о том, что мать помирает. Не дождавшись никакого ответа, Тихон сам написал на почте телеграмму от имени Насти и принёс её Катерине Петровне. Так старались поддерживать немощную женщину рядом живущие люди.
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки