Северный морской путь открывает странам огромные перспективы для торговли, но для его полноценной и выгодной эксплуатации нужны мощные ледоколы. Сразу несколько государств в связи с этим взялись за формирование собственного ледокольного флота. Рассказываем о том, как в России создается новое поколение ледоколов и для чего.
К 2024 году грузопоток по Северному морскому пути должен составлять 80 млн тонн - такая задача была поставлена Путиным. К тому же, как говорят в госкорпорации "Росатом", главной оперирующей компании на СМП, Севморпуть – это кратчайший между Западом и Востоком путь, быстрый и экономически выгодный, без очередей и пиратов. Преимущества по сравнению с Суэцким каналом очевидны, дело за главным - созданием инфраструктуры и постройкой серии мощнейших ледоколов.
Самыми обсуждаемыми и крупными отечественными сериями ледоколов являются проекта 22220 - универсальные атомные ледоколы типа "Арктика", а также проект 10510 "Лидер".
Проект 22220
Проект предполагает создание пяти ледоколов, головное судно "Арктика" уже отправилось покорять северные широты, однако, еще до сдачи обнаружилась серьезная поломка одного из электродвигателей, в результате после первой навигации "первый блин" встал на ремонт с максимально сжатыми сроками.
На разных этапах строительства сейчас остальные суда серии - "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка". Интересно, что "Урал" будет немного изменен в строительной конструкции по сравнению с предыдущими атомоходами - у него был увеличен спусковой вес и со стапелей судно сошло с тремя ярусами надстройки. Длина головного ледокола проекта 22220 составляет 173,3 м, ширина – 34 м, максимальная ледопроходимость достигает 2,8 м, осадка по КВЛ – 10,5 м. Все суда проекта строятся в Петербурге на "Балтийском заводе". На сегодня "Арктика" является самым мощным в мире ледоколом.
Проект "Лидер"
Еще более мощные ледоколы будут создавать на Дальнем Востоке России. Речь идет об атомных ледоколах проекта "Лидер", головное судно уже строится на суперверфи "Звезда". Ледокол "Россия" достигнет длины 209 м, ширины – 47 м), осадки по КВЛ – 13 м. Водоизмещение будет на 24 858 тонн больше, чем у "Арктики" и составит 50 398 тонн. Ранее говорилось о том, что таких ледоколов будет построено три, однако, по последней информации финансы выделены на строительство только головного судна.
Зачем же создавать ледокол подобного класса, если уже сейчас есть универсальная "Арктика", а в обозримом будущем появится целая ледокольная флотилия из судов проекта 22220?
Ответ как раз-таки в амбициозной задаче, поставленной Путиным. Для ее исполнения необходимо наращивать мощности. Можно, конечно, возразить и сказать, что и ледоколов проекта 22220 хватит на многие годы вперед, однако будем учитывать, что данные ледоколы неспроста созданы двухосадочными: их будут эксплуатировать не только на глубоководных трассах Северного морского пути, но и на мелководных участках в устьях рек. "Россия" же создается для использования именно в океане, и ко времени выхода атомохода в плавание он окажется необходим. Атомоходы проекта "Лидер" смогут прокладывать канал шириной около пятидесяти метров, что позволит осуществлять круглогодичную навигацию крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тыс. тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров с коммерчески приемлемой скоростью. Кстати, небольшой нюанс, – на "России" провизии хватает на 8 месяцев, а на "Арктике" только на 6. Мелочь – а приятно.