Что нужно, чтобы организовать небольшой экофестиваль? Задор, энтузиазм и много творческих друзей и знакомых, как показывает пример Лены Идигешевой. Она любит моду, музыку, экологию, а еще она очень общительная. Знакомства позволили провести восемь фестивалей и ни разу не заплатить за аренду или выступление музыкантов. Но дело, конечно, не только в этом: участники поддерживают идеи мероприятия, где можно купить, продать или пожертвовать ненужную одежду, послушать лекции про ответственное потребление и сортировку мусора. Идигешева рассказала, как начала заниматься экопросветом, как делает фестивали и планирует развивать Remarket Fest дальше.
Лена ТТ — в прошлом танцор и преподаватель направления Vogue, сейчас — стилист и дизайнер собственного бренда Unimalistiq. «Друзья как-то спросили меня, почему я не работаю стилистом, ведь у меня врожденное чувство стиля. Вот я и пошла». Также в качестве хобби девушка занимается благотворительным фестивалем: она обожает музыкальные мероприятия и экологию и решила это совместить. Фестивалей состоялось уже восемь, первые шесть из которых проходили каждый месяц, а последние два из-за пандемии — по разу в год.
На фестивале 5 сентября гости пожертвовали 152 килограмма одежды и 8 тысяч рублей для фонда «Лавка радостей», а для Greenpeace — 25 тысяч рублей, что очень даже неплохо для маленького мероприятия.
С чего начался фестиваль
Какое-то время назад я поняла, что не хочу есть мясо, потому что мне жалко животных, и впервые задумалась, сколько отходов произвожу. Начала интересоваться этим глубже.
И к моменту, когда нужно было избавиться от накопившейся одежды, я подошла уже осознанно. Так мы с моей знакомой решили организовать «гаражную распродажу». Я подумала, что из этого можно сделать «полезную вечеринку», внедрить музыку, диджеев и благотворительность — поставить ящики для одежды (для безвозмездной передачи нуждающимся. — Прим. Мяч!Медиа), притянуть какой-нибудь фонд. В итоге с нами работали «Добрые вещи» — социальный проект по сбору вещей. Мы понимали, что для такого формата только наших с подругой вещей будет недостаточно. И стали искать других участников, предлагать знакомым. У нас тогда, кажется, набралось 17 человек.
Так 1 июня 2019 года прошел первый Remarket Fest. Фестиваль был в «Джакузне» — это место, где летом люди могут смотреть кино, лежа в джакузи под открытым небом. В джакузи никто, конечно, не лежал, но площадка идеально подошла для летнего атмосферного мероприятия. С ней нам, кстати, помог мой знакомый, который там работал. Они недавно открылись, надо было продвигать место, поэтому они согласились посотрудничать с нами. Людей пришло не очень много. Было сложно искать аудиторию, ведь мы совсем не разбирались в маркетинге. Работали только сарафанное радио, приглашения через инстаграм и листовки, которые раздавал мой парень в день феста прямо на улице у «Джакузни».
Было сложно искать аудиторию, ведь мы совсем не разбирались в маркетинге. Работали только сарафанное радио, приглашения через инстаграм и листовки, которые раздавал мой парень в день феста прямо на улице у «Джакузни».
Честно говоря, первый фестиваль мы с подругой Лерой делали без каких-либо ожиданий. Но он прошел так насыщенно и позитивно, что гости уходили довольные, участники кайфовали, а мы были дико счастливыми и уставшими. А еще в этот день на нашем маркете случайно оказался креативный директор Еврейского музея толерантности. Он попросил провести мероприятие такого же формата у них на предстоящем фестивале. Я, конечно, согласилась. А после я организовала еще шесть маркетов подряд.
Про Greenpeace, лекторов и музыкантов
Я поняла, что мой маркет становится фестивалем, когда формат стал набирать обороты: в программе появлялись артисты и спикеры. Всё это происходило естественным образом: я искренне хотела показать людям, что вещам можно дарить вторую жизнь, а доносить такую информацию было эффективнее с помощью экспертов в этом вопросе. Когда мы приглашали партнеров и они предоставляли, например, контейнер по сбору вещей, мы просили у них еще и лекторов, которые расскажут про свой фонд, как он работает, куда идет одежда, кто распределяет мусор...
Музыканты начали появляться, потому что я очень люблю музыку и знаю, что в Москве есть нераскрученные молодые таланты, о которых никто не знает. Когда я находила кого-то классного, у меня сердце болело: хочу, чтобы о нем узнало больше людей! Да и им самим интересно участвовать, потому что мы предлагаем им аудиторию.
Музыканты и диджеи всегда соглашались выступить на дружеской основе. Например, моя подруга HolyMolly (блогер, диджей. — Прим.Мяч!Медиа), с которой мы общаемся уже долгие годы, стала резидентом фестиваля.
Еще среди наших партнеров есть Greenpeace. Они с нами уже, по-моему, четвертый или пятый раз. Как-то я гуляла по парку «Сокольники», и там стояли ребята-волонтеры из Greenpeace. Они рассказывали про свои программы и о том, как можно пожертвовать в фонд. Я заинтересовалась и написала на их почту по связям с общественностью предложение о сотрудничестве. Они согласились и отправили к нам людей, которые сделали интерактив: при помощи VR-очков гости погружались в виртуальную реальность, смотрели красоты нашей страны и узнавали, как их можно сохранить. И вот теперь Greenpeace каждый раз с нами сотрудничает.
Среди наших партнеров Greenpeace. Они с нами уже четвертый или пятый раз.
Сейчас многие контакты уже успели забыться, так как Remarket проходил с перерывами в год. Приходится писать «холодные письма» и предлагать партнерство. Это тоже хорошо, потому что, если ты хочешь масштабироваться, нужно искать новых людей, а не ограничиваться кругом знакомых.
Я понимаю, что большинство приходит приятно провести время, купить недорогую б/у одежду, послушать музыку, а не просвещаться. Но мы параллельно с этим рассказываем им про экологию, разумное потребление, биохакинг, заботу о природе. И волей-неволей гости перенимают философию нашего фестиваля, внедряют полезные привычки в свою жизнь. Многие потом к нам возвращаются.
Про деньги и связи
Я очень социальная, и мне всегда помогают знакомства и «теплые» контакты, видимо поэтому мне удалось организовать восемь фестивалей без спонсорской поддержки: аренда площадок, выступления спикеров и артистов, сотрудничество с партнерами — всё происходило на дружеской основе.
Деньги на организацию фестиваля получаем только с участников маркета, которые продают свою одежду. Но этой суммы часто не хватает либо хватает впритык. Обычно фестиваль выходит в ноль или даже в минус. Пусть даже мне удается не платить за площадку и артистов, но все же надо арендовать мебель, техническое оборудование для концерта, плюс мы делаем афиши, мерч, приглашаем фотографа и видеографа, у нас работает дизайнер. И хотя нам часто пишут начинающие специалисты с предложением поработать у нас на фестивале из интереса к нему, я довольно избирательна в этом вопросе.
Когда друзья или знакомые спрашивают, зарабатываю ли я с этого, хочется показать им смету. По ней видно, что доходы полностью, а иногда частично покрывают расходы. Я уже думаю о том, чтобы опубликовать ее на сайте, может, кто-то захочет поддержать нашу философию и вложиться в фестиваль.
Когда друзья или знакомые спрашивают, зарабатываю ли я с этого, хочется показать им смету.
В этот раз фестиваль обошелся в 150 тысяч рублей. По бюджету у нас даже получился небольшой плюс, который мы разделили поровну с площадкой. Такая партнерская договоренность у нас была изначально. Выйти в плюс нам помог платный вход за символические 250 рублей для гостей, которые хотели остаться на интерактивную часть.
Про певицу Сюзанну
С Сюзанной (автор, артист и инди-поп певица. — Прим. Мяч!Медиа) мы познакомились лет пять назад в танцевальной студии. Тогда она ходила ко мне на занятия по танцу Vogue. Мы обменялись контактами, иногда что-нибудь писали друг другу в инстаграме, и, что особенно приятно, с появлением моего бренда одежды Сюзанна делала комплименты некоторым вещам и хотела что-то приобрести. А недавно певица поинтересовалась, где я покупала винтажную куртку, и тут я подумала: «Вот! Сюзанна нам нужна!» Предложила стать участником фестиваля, ей идея понравилась.
Но артисты — это опасная зона, потому что они очень занятые. До последнего дня не знаешь, придет человек или нет. Вот и с Сюзанной была такая же история. Ее менеджер подтвердил присутствие певицы только за день до фестиваля. Мы тут же сделали пост в инстаграме, что к нам приедет Сюзанна, она сделала репост себе в сторис. А у нее больше 450 тысяч подписчиков, поэтому сразу начался ажиотаж.
Артисты — это опасная зона, потому что они очень занятые. До последнего дня не знаешь, придет человек или нет.
Но в день фестиваля у Сюзанны появилась съемка, и она сказала, что просто пришлет курьера с одеждой. А мы уже написали в афише, что она будет! Мы, конечно, в анонсе всё поменяли, написали, что можно будет просто купить одежду артиста. Но в итоге она всё равно к нам приехала и провела с нами целый час. А все доходы от продажи ее одежды, кстати, мы отдали Greenpeace.
Про команду
Раньше мне помогали друзья. Например, мой бывший молодой человек — музыкант, и он часто привлекал своих знакомых-артистов. У него еще был друг-дизайнер, который делал афиши, мои подруги помогали с организацией. Потом, когда фестиваль стал расти, я поняла, что просить друзей делать это бесплатно неправильно, работа требует очень много времени. Я стала платить им по 10–15 тысяч рублей за фест, но потом увидела, что им это в принципе неинтересно, и стала искать людей, которые увлекаются экотемой.
На седьмом Remarket мне уже помогала Маня: эту девочку я заметила давно, она ходила на все мои фестивали. Я наткнулась на нее в инстаграме, увидела у нее фото, где она лежит в ванной, наполненной пластиком, а снизу текст про неосознанное потребление. В общем, она также очень интересуется темой экологии, поэтому я предложила ей помочь мне. И она не просто помогла, она взяла на себя большой объем задач, которые раньше выполняла я. У нас теперь еще есть проджект-менеджер Надя, дизайнер Ира и копирайтер Ана.
В команде мне важна свобода и равенство. Мне некомфортно, когда у меня спрашивают «А можно?..» Можно всё! Рамки закрывают обзор, когда их нет, появляется больше идей. Мне важно, чтобы девочки получили новый опыт и навыки и хотя бы небольшое финансовое поощрение.
В команде мне важна свобода и равенство с первого дня. Мне некомфортно, когда у меня спрашивают «А можно?..»Можно всё!
И еще важно слышать друг друга. Здоровые отношения в коллективе — это когда ты даешь возможность высказаться и самому быть услышанным. А показатель эффективности — это когда человек себе всегда задает вопросы: «Что я еще могу сделать? Как я могу улучшить? Что я еще могу привнести?» Ведь это не только мой проект. Это наш проект.
Про планы
Хочу найти спонсора, бренд, который будет лицом фестиваля. Для него это имиджевая история, для нас — возможность воплотить все идеи, не уходя в минус по деньгам.
Еще надо найти площадку. Я не задерживаюсь на одних и тех же локациях. Мне нравится находить непопсовые места, хотя там проходимость, конечно, меньше.
Мне нравится находить непопсовые места, хотя там проходимость, конечно, меньше.
Из наиболее известных у нас были «Депо» и «Флакон».
Когда выбираю площадку, мне важно, чтобы ёкало. Про Creative Diaspora (место проведения последнего фестиваля. — Прим. Мяч!Медиа) я узнала, попав на их вечеринку «Трепетный рейв». Я захожу, и первое, что вижу, — нужно разуться. Круто! В центре Москвы ты снимаешь обувь, забегаешь на вечеринку, танцуешь, все веселые, открытые и трезвые... Абсолютно мой формат.
Если о глобальных планах, то это однозначно долгосрочный проект. Еще с того года я хочу проводить Remarket Fest по городам России. Меня сейчас «промурашило», значит надо делать.
Про необычность фестиваля
Многие участники говорят, что Remarket у них любимый фестиваль, и я понимаю почему: отношение к нашим участникам максимально внимательное и заботливое. Мы хотим, чтобы всем было хорошо. Мы переживаем за продажи каждого участника и в то же время думаем о том, чтобы у гостей был хороший выбор. Обычно организаторы просто приглашают ребят, продают места, и всё. Собрали деньги, рекламу особо не сделали и, дай бог, если есть народ.
Обычно организаторы просто приглашают ребят, продают места, и всё. Собрали деньги, рекламу особо не сделали и, дай бог, если есть народ.
Такого формата, как Remarket Fest, как минимум в Москве я не находила: чтобы был и маркет, и лекторий, и музыка, и свободная открытая атмосфера, где каждый становится частью мероприятия, а не просто гостем. Лучший комплимент о фестивале для меня — это когда люди говорят, что было круто и необычно. Если человек это заметил, значит, у нас всё получилось, ведь главная цель — это не покупки и продажи, а возможность поделиться нашей философией в развлекательном формате и ощущение отсутствия рамок даже среди кучи незнакомых людей. Для меня до сих пор основная задача — сделать Remarket проходимым, я всегда до последнего волнуюсь: «Блин! А вдруг никого не будет!» Но друзья рассказывают друзьям, гости делятся со знакомыми, и к нам приходят!
Автор: Виталина Василенко