Ирв Гордон по-прежнему является рекордсменом Гиннесса по количеству километров, пройденных на серийном автомобиле. Его Volvo P1800 1966 года выпуска имел только шестизначный одометр, но общий пробег составил 5,1 млн. км. С таким пробегом он мог бы обогнуть Землю 130 раз.
Вряд ли кто-то ожидал, что P1800, производство которого закончилось в 1973 году, прослужит так долго.
Но когда Гордона спросили о секрете, он ответил однозначно:
следовать графику технического обслуживания, разработанному производителем автомобиля, до мелочей. Ухаживайте за автомобилем вплоть до свечей зажигания, и он будет служить десятилетиями.
Сегодня накопить более 160900 км без серьёзных проблем не составляет труда. Современные средства проектирования и производства радикально повысили надёжность автомобиля. Всё больше автовладельцев считают, что нет смысла покупать новый автомобиль, когда старый ещё вполне может ездить.
Тем не менее ничто не вечно. Но продлить время можно. На что обратить внимание?
Контрольная лампа двигателя
По любой причине, большой или маленькой, лампочка двигателя загорается при появлении неполадок под капотом. Она может гореть постоянно, и это, как правило, не повод для беспокойства. Но если она мигает, это указывает на серьёзную проблему. В любом случае владельцам автомобилей лучше не игнорировать это предупреждение.
В ремонтных мастерских для определения проблемы, вызвавшей появление лампочки Check Engine, используется диагностический прибор, называемый сканером OBD II. Некоторые из этих проблем можно легко устранить, например:
Неисправные датчики:
датчики кислорода и массового расхода воздуха жизненно важны в процессе сгорания, поскольку они регулируют количество воздуха и топлива. Однако со временем они могут накапливать гарь в процессе работы и влиять на производительность автомобиля;
Ослабленная крышка бензобака:
Иногда лампочка Check Engine может сигнализировать о проблеме, находящейся далеко от двигателя, например, об ослабленной или неисправной крышке бензобака. Без герметичного уплотнения, крышка может пропускать пары топлива и резко ухудшать топливную экономичность;
Неисправные свечи зажигания и проводка:
когда проблема связана со свечами зажигания, большинство механиков сначала пытаются их очистить и посмотреть, будут ли они работать. Если они дают осечку, свечи зажигания необходимо заменить. Иногда неисправная проводка также может вызывать осечки.
Выхлопных газов больше, чем обычно
Бензиновые или дизельные двигатели современных автомобилей должны эффективно сжигать топливо. Правительственные нормы ограничивают выбросы парниковых газов, производимых автомобильным двигателем, и с каждым годом это количество уменьшается. Однако для механика достаточно беглого взгляда на качество выхлопа, чтобы определить проблему с двигателем.
При сгорании топлива образуется множество парниковых газов, в основном оксиды углерода и азота, но они обычно незаметны. Двигатель должен сжигать топливо чисто, а токсичные газы должны расщепляться каталитическим нейтрализатором на менее токсичные.
Если из выхлопной трубы выходит больше дыма, это может означать проблемы с процессом сгорания. Тип или цвет дыма, выходящего из вашего автомобиля, может указывать на различные проблемы.
· Белый дым:
хотя это нормальное явление для автомобиля, более густой и постоянный белый дым является тревожным признаком. Он может указывать на неисправность прокладки, из-за которой охлаждающая жидкость попадает в двигатель;
· Синий дым:
обычно сопровождается запахом гари, синий дым указывает на попадание масла в топливную систему и его чистое сгорание. Иногда причина может заключаться в том, что в системе слишком много масла. В других случаях, во время движения, синий дым может свидетельствовать об износе уплотнений клапанов или поршневых колец. Для турбированных автомобилей виновником может быть неисправный турбокомпрессор;
· Серый дым:
подобно синему дыму, серый дым означает, что двигатель сжигает масло, но это также указывает на вторую проблему. Возможно, отказала принудительная вентиляция картера, которая возвращает несгоревшее топливо обратно в камеру. Для автомобилей с автоматической коробкой передач серый дым также может означать утечку трансмиссионной жидкости в двигатель;
· Чёрный дым:
Чёрный дым свидетельствует о недостаточном сгорании топлива, возможно, вызванном неравномерным смешиванием топлива и воздуха. В результате сгорания в камере сгорания остаётся сажа, которая при выхлопе образует чёрный дым. Это указывает на проблемы с воздушным фильтром или сажевым фильтром в дизельных автомобилях.
Перегрев двигателя
Автомобильные двигатели предпочитают поддерживать нужную температуру при сжигании топлива, а это от 90 до 100 °C. Отвод избыточного тепла - это задача системы охлаждения, в которой охлаждающая жидкость отводит тепло за пределы моторного отсека. Но дым под капотом и запах гари могут означать, что система охлаждения не работает должным образом.
Причины перегрева двигателя варьируются от плохого к худшему, от засорившегося шланга охлаждающей жидкости до треснувшего блока двигателя. Без работающей системы охлаждения избыточное тепло будет задерживаться и начнёт деформировать другие металлические детали автомобиля. Моторные жидкости также могут засориться или разбрызгать блок двигателя, что приведёт к дальнейшим повреждениям.
В целом, перегрев является достаточно серьёзной проблемой, чтобы вызвать полный отказ двигателя и списать весь автомобиль. Ремонт перегретого двигателя варьируется от устранения утечек, разгерметизации до замены всего блока двигателя. Зрелище не из приятных, да и ремонт обойдётся недёшево.
По мере развития технологий автомобильные двигатели будут становиться все более надёжными и долговечными.
Для увеличения срока службы конкретного двигателя сейчас достаточно быть бдительным и обращать внимание на необычные звуки под капотом. Проверка лампочки двигателя, наблюдение за количеством выхлопных газов и признаки перегрева - вот три основные вещи, на которые следует обратить внимание.