Найти тему
Экосистема ИксПИ

SELF Accelerator | Смыслы. Вклад

Мы проживаем нашу жизнь день за днем в заботах, мечтах и воспоминаниях. День современного человека наполнен событиями и задачами, которые благодаря средствам мгновенной связи несутся на нас, требуют внимания, времени, решения. Круговорот дел, новостей и впечатлений затягивает, время бежит и ускоряется, день утопает в поездках, звонках и разговорах. И когда волна деловой активности отходит, что остается? Опустошение и усталость? Или наполненность и умиротворение?

Эта статья является частью книги SELFBook , главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи.

Согласно статистике, человек больше всего работал в XIX и XX веке. На рубеже XVIII-XIX веков длина рабочего дня доходила до 20 часов, люди спали и ели, не отходя от станков, так как их труд считался неквалифицированным и был мало оплачиваем. Ранее труд человека, который жил на земле, совпадал с природными циклами и его естественными потребностями. Для того чтобы накормить, одеть и обогреть свою семью, человек трудился в световой день в зависимости от сезона. Чем сложнее становилось государственное и общественное устройство, чем больше институтов и социальных условностей возникало, тем больше человеку нужно было работать и зарабатывать. Урбанизация, промышленная революция, научный прогресс — все эти процессы, составляющие фундамент нашей комфортной и сытой жизни — явились следствием увеличения времени, затрачиваемого нами на работу.

Ян Амос Коменский вывел в XVII веке правило сбалансированной жизни — «правило трех восьмерок», согласно которому, человеку, чтобы жить полноценно и здорово, нужно тратить 8 часов на сон, 8 часов на работу, 8 часов на занятия для души и духа — досуг, развитие и отдых. Сегодня мы тратим на работу в среднем около 40-55 часов в неделю, не считая времени на дорогу и сборы. При этом понятие «рабочее время» весьма размыто, люди находятся в постоянном доступе — им звонят и пишут чуть ли не в любое время суток и ждут мгновенной реакции или ответа. Трудоголизм стал не только «модной», но и почетной болезнью — по крайней мере, это единственная болезнь, упоминаемая в резюме при приеме на работу. Заявлять о том, что твой рабочий график 24/7 вроде как в порядке вещей. Про депрессии, состояние перманентного стресса, умственное и эмоциональное истощение, выгорание говорить не принято, хотя это тоже одни из самых распространенных психологических проблем нашего времени.

И тут опять приходит на ум Ян Амос Коменский со своими «тремя восьмерками», ведь недаром он выделил 8 часов для занятий, связанных с личной и приватной частью нашей жизни. Где-то среди этих часов должно найтись время для поиска, обретения смысла и наделения смыслом всего того, что мы делаем в этой жизни.

«Вопрос о смысле указывает на специфически человеческое — на желание человека понять свою жизнь и формировать ее как Person в соответствии со своими ценностями… Нам необходимы отношения с более крупным контекстом, чтобы поддерживать нашу волю к жизни, чтобы посреди бездонности кажущегося абсурдным мира получить для себя представление о защищенности и уравновесить усилия, старания и страдание, которое также сопровождает жизнь, исполнением и (по крайней̆ мере, эпизодическим) счастьем. И все же это соотнесение с более крупным контекстом может вновь и вновь утрачиваться в заботах повседневной̆ жизни, кризисах и при душевных расстройствах, прежде всего, в депрессии. Тогда попытка найти смысл ощущается как неразрешимая проблема, и для этого требуется специальная помощь». (А. Лэнге. Концепция смысла В. Франкла — вклад в психотерапию. 2009, Москва)

Сегодня рассуждения о необходимости «мотивации» мы слышим на каждом шагу при обсуждении любой человеческой деятельности: мотивация нужна, чтобы встать с кровати; мотивация нужна, чтобы завершить начатое; мотивация нужна, чтобы стремиться к намеченным целям. «Внутренняя мотивация», «внешняя мотивация»... Когда-то профессора Зигмунда Фрейда заинтересовала основная сила, которая движет людьми — их решениями и поступками. И он пришел к выводу, что это стремление к удовольствию, воля к удовольствию — подсознательная, неуправляемая, темная. «Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим», — З. Фрейд. Затем его ученик Альфред Адлер ставит в центр своей школы стремление к власти — волю к власти, так как, по его мнению, каждый человек рождается с чувством неполноценности, ощущает это и стремится к совершенству, т.е. к превосходству. «Быть человеком — значит обладать чувством неполноценности», — А. Адлер. А вот представитель третьей венской школы психоанализа Виктор Франкл, человек, который прошел нацистские концлагеря, выделил как основной мотив, движущий человеком, — волю к смыслу. «Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим», — В. Франкл.

И действительно, человек может найти для себя сверхсмысл везде: в любой увиденной им ситуации по дороге на работу, во фразе на чьей-то кружке, в шуме прибоя и наблюдении за упрямой шеренгой муравьев, пытающихся поживиться его булочкой. Для этого всего лишь нужно осознавать ежесекундное присутствие этой возможности. Некоторые открытия, изменившие мир, произошли совершенно случайно. Если бы британский микробиолог Александр Флеминг чаще убирался в своей лаборатории и не заинтересовался тем фактом, что в чашке петри, стоявшей под открытым окном, погибли выращиваемые там бактерии, не стал бы изучать полученный им фильтрат и передавать его коллегам, то неизвестно когда бы человечество получило такой универсальный антибиотик как пенициллин. «Говорят, что я изобрел пенициллин. Но ни один человек не мог его изобрести, потому что это вещество создано природой. Я не изобретал пенициллин, я всего лишь обратил на него внимание людей и дал ему название», — А. Флеминг.

При всех прочих обстоятельствах современной жизни, которые были уже перечислены выше: постоянном информационном шуме, скорости обрушения на нас рутинных задач, требующих немедленного выполнения, постоянно звонящем телефоне, отвлекающем нас от собственных мыслей — мы перестаем слышать свой внутренний диалог, слышать свой голос, который хотел бы обсудить смысл происходящего. Вместо этого, мы настраиваем наших детей входить на полном ходу в эту круговерть: тебе нужно срочно готовиться к школе — зачем — потому что нужно пойти в первый класс с твоими ровесниками — тебе нужно прилежно учить все уроки — зачем — чтобы сдать ЕГЭ — зачем — чтобы получить высшее образование — зачем — чтобы получить хорошую работу — зачем — чтобы зарабатывать много денег — зачем — чтобы делать, что ты хочешь.

Когда смотришь на эту цепочку, сразу приходит на ум: а может надо начинать с того, что ты хочешь делать на самом деле и почему? И на каждом этапе задаваться этим вопросом, чтобы твои действия обретали тот самый «уникальный смысл», который может стать желанным делом жизни?

Что такое работа? «Слово работа связано с общеславянским корнем *orbъ. Изначально этот корень имел значение «слабый», «беспомощный». От него произошли русские слова ребёнок, раб и работа (напрямую с ним связано и немецкое arbeit — работа)», — филолог Мария Блажнова. В самом понятии «работа» заложены смыслы, которые мы считываем на подсознательном уровне — она лишает нас свободы, отнимает силы, закабаляет. То же относится к слову «труд». Читаем в этимологическом словаре Н.М. Шанского: «Труд. Общеслав. производное от той же основы, что лат. trudo «принуждаю, заставляю», ср. в нем. druss «тягота», лит. triũsas «работа, хлопоты». Труд буквально — «принудительная работа», ср. др.-рус. трудъ «работа, страдание, горе» и т. д. Ср. работа, страда, нужда».

Какой человек захочет добровольно принуждать себя к страданию? Делать это пожизненно ради того, чтобы потом, в будущем, как следует отдохнуть. А тем временем случается жизнь. А время уходит, утекает сквозь пальцы, а мы его тратим на то, чтобы убедить себя, что жить в мечтах о наступлении пятницы — это норма.

Какова же альтернатива?

Альтернативное решение в том, чтобы соотнести все, что ты делаешь с «более крупным контекстом», как было написано выше. Человек может многого достичь в погоне за деньгами, социальным статусом, успехом, но если дело его никак не связано с ценным для него большим смыслом, то он все равно будет чувствовать бессмысленность происходящего. И важно, чтобы этот смысл был глубоко индивидуален, потому что у каждого из нас есть то, что мы любим делать, делаем хорошо и мечтали бы сделать своим делом жизни.

В нашей стране было время, когда из труда сделали буквально культ. В СССР с высокой степенью экзальтации прославлялась любая работа и труд. Люди трудились, тяжело и самоотверженно, гордились своей работой, потому что каждый рабочий знал, что фрезеруя деталь, он «поднимает страну» для «счастливого будущего своих детей» и не просто страну, а единственную страну, которая идет к «светлому коммунистическому будущему», где все будут равны, счастливы и сыты. «Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства» — гласил советский лозунг, т.е. каждый, кто трудился, ощущал себя именно героем. Героям социалистического труда давали награды и ордена, снимали в кинохрониках, писали о них в газетах, подтверждая высокую ценность их подвигов для страны и народа. Идея и идеология владели умами и пользовали тело.

Совершенно не умаляя ценности любой деятельности в любой сфере, я говорю о другой большой Идее — об идее ценности человека: его способностей, талантов и гениальности. Каждый из нас несет в себе потенциал — величину условную, но ровно до момента его раскрытия. Этот потенциал всегда существует в отношении к тому большому запросу, который есть у общества и человечества на данный момент. И по большому счету одной из задач нашей жизни, если мы хотим реализоваться, является осознание своего потенциала и вопросов, которые ставит перед нами современный мир, человечество, Вселенная.

Модные понятия — эффективность, продуктивность, самореализация, успех — в общественном поле существуют отдельно от человека, как преграды, которые надо взять в соревновательном беге с препятствиями. При этом, любой из нас, находясь в состоянии увлеченности чем-либо, становиться естественным образом эффективнее и продуктивнее. В то же время, самореализация может быть только тогда, когда ты делаешь то, что ценно и важно для тебя самого. А когда эти идеи совпадают с бОльшим контекстом, перекликаются с той мировоззренческой концепцией, которая владеет обществом в данный момент, а еще лучше, с вневременными смыслами, которые всегда волнуют человечество, тогда наступает настоящий успех.

Все, что мы делаем, всегда больше, чем просто операции, чтобы заработать денег или поесть. Мы всегда подспудно вкладываем в нашу деятельность ее значимость для себя самих и других людей. Инженер-теплотехник не просто монтирует котельную — он дает людям тепло в их дома, поддерживая семейный уют и защищая от холода. Сантехник не просто чинит смеситель — он проводит людям воду, а вода — это жизнь и чистота. Бухгалтер не просто возится с отчетностью — он наводит порядок и создает стройную систему учета, создавая спокойный фон для развития бизнеса. Все по-своему формулируют значимость, но она всегда есть.

Когда в детстве мы спрашиваем у ребенка, чем он хочет заниматься, мы спрашиваем именно про этот вложенный смысл для него, потому что нам в первую очередь интересно, какой он человек, чего он на самом деле хочет и о чем мечтает. И каждый родитель был бы счастлив, если бы у его ребенка получилось реализоваться в своем деле, чтобы он получал не только материальное, но и моральное удовлетворение от того, чем занимается; чтобы его профессия была органичной частью его жизни, а не господином, который берет его в рабство.

Во взрослом мире мы часто забываем связывать наши мечты с профессией, наши таланты — с той деятельностью, с помощью которой можем стать счастливее и возможно сделать лучше жизнь других людей. При этом самореализация происходит на соединении трех составляющих — мечты + таланта + значимости выбранного дела для других людей. Самореализация собственного потенциала — это и есть самый ценный вклад в собственное будущее и в будущее человечества. Вклад, который человек может сделать, получив от него многократный рост и проценты. Вклад, которым нужно поделиться, чтобы увеличить его значимость. Уже упоминаемый А. Флеминг не смог сам выделить пенициллин, но он рассылал полученный им фильтрат своим коллегам, которые в результате сделали это.

У каждого свое предназначение, и каждый делает свой вклад, и у каждого из нас свое представление об успехе и счастье. Не всегда эти представления совпадают с теми шаблонами, которые нам предлагает общество, построенное на потреблении. Человек, который знает смысл того, что он делает, обладает видением и движется в собственном ритме по собственной дорожной карте, внося свой ценный вклад туда, куда сам считает нужным.

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь», — Л.Н. Толстой.

Эта статья является частью книги SELFbook, главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи. SELFbook — это первая в мире книга, которую пишут читатели. Чтобы узнать подробнее и подключиться к проекту, присоединяйтесь к нашему сообществу.

На основе книги создана программа устойчивого развития Человека 3.0 — SELF Accelerator. Вы можете подключиться к ней по ссылке.

Автор статьи:

Мария Врубель