Пандемия, которую весь мир наблюдает сейчас, для городов стала новой вводной, определяющей изменение городской повседневности. Такими же вводными, изменившими поведение горожан, практики использования городских территорий и нормы проектирования, в свое время были массовое распространение личного транспорта или недавний бум сервисов доставки покупок, сделанных онлайн.
Но отличие пандемии заключается в том, что повседневность не будет изменяться постепенно — за несколько лет, как раньше, подстраиваясь под новые реалии и обеспечивая все больший комфорт пользователям. Эпидемиологическая безопасность — это новая модель существования, которая нужна прямо сейчас и которую нужно придумать. Как показала практика, все сделанное и изобретенное ранее — не работает: 5,5 миллионов заразились в 188 странах (здесь и далее данные приводятся на момент написания статьи — 26 мая 2020 года), 3 миллиарда человек сидят по домам на карантине, до 6 млн безработных появится по прогнозам в ближайшем будущем, в то время как мировая экономика лишится $5,5 трлн в ближайшие два года из-за последствий пандемии. Реакция обходится очень дорого.
Это страшно еще и потому, что риск заражения не связан с образом жизни, материальными возможностями горожан, позволяющими выбрать место жительства с лучшей экологией, и практически не связан с личными мерами безопасности. Мы уязвимы в большом городе, в маленьком городе, на машине и в самолете, будь мы министрами или курьерами, в коттедже или в многоквартирном доме. Индивидуальную безопасность можно обеспечить только полностью отказавшись от городской жизни.
Учитывая, что большинство людей проводят в помещении более 90 % времени, значение состояния антропогенной среды, а точнее, той ее части, которая в академической литературе обозначается как built environment, нельзя переоценить. Здесь, как мы видим, достижения городского образа жизни влекут за собой непредвиденные риски.
Каждый новый день пандемии в таком городе, как Москва, где число умерших от коронавирусной инфекции приближается к тысяче человек, отдаляет 15 миллионов горожан от мысли провести время в торговом центре, сходить в театр, музей или на рабочую встречу. Тем более, что не выходя из дома можно заказать продукты, принять участие в вебинаре или посмотреть документальный фильм, а с коллегами пообщаться в Zoom-конференции.
Сам факт существования форматов, изобретенных городской цивилизацией, — офисов, фудкортов, гипермаркетов, стрит-ритейла, кинотеатров — под вопросом. Бизнесы, которые переживут карантин, и развившиеся интернет-сервисы будут придумывать, как организовать рабочий процесс в условиях мер по постепенному смягчению режима самоизоляции, которые, вероятно, в будущем станут частью повседневной жизни горожан.
ВОЗ рекомендует адаптировать помещения для сохранения дистанции и избегать лишних контактов. Мэр Москвы говорит, что «сейчас мы понимаем, что будем жить в новой реальности долго», и вводит обязательное использование масок и перчаток. Роспотребнадзор рекомендует не допускать превышения предельного количества лиц, которые могут находиться в помещении одновременно — в помещениях до 50 м² не более 5 человек, до 200 м² — не более 25 человек и так далее. Boston Dynamics оснащает робота-собаку устройством, дезинфицирующим пространства.
Перечисленный набор мер показывает, что пока нет единого решения, которое позволило бы легко преодолеть сегодняшний кризис. Пока количество случаев заболевания продолжает расти, а вакцина не готова, можно использовать существующую экспертизу в сфере городского развития для снижения риска заболеваемости — как при выходе из вспышки коронавируса COVID-19, так и в новой реальности повышенной эпидемиологической безопасности.
Руководства по эпидемиологической безопасности, разрабатываемые сегодня, адресованы прежде всего самим жителям городов с расчетом на изменения в их поведении. Недавно подготовленный в Великобритании план «возвращения на работу» был раскритикован профсоюзами за отсутствие четко определенных правил безопасности и необязательный характер — в текущей редакции документа большая часть мер остается на усмотрение работодателя, что ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников.
В новой реальности будут востребованы решения, которые позволяют локализовать рекомендации минздравов и адаптировать существующие городские системы (транспортные, торговые, образовательные, культурные и прочие) к ситуации пандемии таким образом, чтобы они могли функционировать с минимальным риском передачи вирусных инфекций. Профилактика эффективнее, чем борьба с новой вспышкой заболевания, и потому сегодня необходимо системно обезопасить жителей с помощью структурных нелекарственных мер.
Приведем пример комплексного воздействия на городскую среду для преодоления кризисов. В 1997 году шведским парламентом была утверждена программа по повышению безопасности дорожного движения Vision Zero, которая позволила снизить смертность в ДТП более чем на 50 %. Традиционная система управления дорожным движением подразумевает, что большинство аварий происходит по вине участников дорожного движения, поэтому особое внимание уделяется поведению водителя, которое привело к ДТП. Принципиальное отличие Vision Zero заключается в том, что основное внимание уделяется проектированию самой транспортной системы. Создатели проекта руководствовались идеей о том, что идеальных людей не бывает, но человеческая ошибка на дороге не должна стоить жизни.
Из опубликованных исследований о характере коронавируса известно, что определенные параметры помещений могут снижать вероятность распространения инфекции. Среди них — глубокое ультрафиолетовое и естественное освещение, наличие вентиляции, распределение потоков пользователей, использование мебели, сделанной из определенных материалов. К примеру, вентиляция офисов и торговых помещений, как правило, отключается на ночь, что позволяет патогенам аккумулироваться. Изменение расположения и режима работы системы вентиляции может значительно снизить количество вредных патогенных организмов в помещении.
В свою очередь, инструменты пространственного анализа позволяют выявлять места с наиболее интенсивными потоками пользователей — точки риска — и подбирать для них необходимые решения. Детальный анализ конфигурации помещений и выбор оптимальной модели взаимодействия пользователей позволит разработать эффективные и экономически выгодные решения для повышения эпидемиологической безопасности.
У специалистов по городскому развитию уже есть опыт анализа интенсивности перемещений и проектирования зданий на основе научного моделирования. Так, пространственный анализ помещений Музея Виктории и Альберта, Британского музея и Королевского фестивального холла в Лондоне позволил распределить потоки посетителей и сотрудников, а анализ 31 приемного покоя больниц Национальной службы здравоохранения Великобритании сделал возможным разработку рекомендаций по повышению качества взаимодействия врач–пациент и качества предоставления медицинской помощи. Характер распространения инфекционных заболеваний зависит от интенсивности контактов между инфицированными и здоровыми людьми. Места ежедневного скопления людей и закрытые пространства — горячие точки распространения вирусных инфекций. Трансформация общественных зданий на основе данных пространственного моделирования — комплексное изменение траекторий движения посетителей и установка специального оборудования в выявленных опасных точках — позволит снизить количество горячих точек в городе и адаптировать помещения к эпидемии так, чтобы горожанину не нужно было сомневаться в их безопасности.
Ограничение человеческих контактов не заменит вакцину. Однако необходимо постепенно смещать акцент с личной ответственности за распространение вируса. Сегодня нужно уделять больше внимания снижению рисков, связанных с характеристиками самой урбанизированной среды. Структурная трансформация городских пространств, в которых мы взаимодействуем с другими людьми, может привести к долгосрочному повышению уровня эпидемиологической безопасности. Пространственные решения могут эффективно снижать риски передачи вирусных инфекций и помочь вернуть город к жизни.
Рассказали управляющий директор КБ «Стрелка» Анастасия Щербакова и эксперт по пространственной аналитике этой компании Наталья Шавкунова.