Найти тему
Экосистема ИксПИ

SELF Accelerator | Смыслы. Талант

«Каждый имеет прирожденный талант, но лишь немногим прирождена или привита воспитанием та мера упорства, выдержки, энергии, в силу которой он действительно становится талантом, то есть тем, что он есть», — Фридрих Ницше.

Цитата философа показалась мне наиболее подходящим началом для этой главы. Я вижу в ней две мысли: во-первых, про бесконечный труд, непрекращающуюся работу, про усилия воли, а во-вторых, про то, что каждый человек талантлив и реализация его таланта делает его самим собой. Со вторым утверждением я согласна, а с первым — не совсем.

Эта статья является частью книги SELFBook , главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи.

Мы часто слышим, что каждый человек уникален, талант — одна из сторон этой уникальности, и, да, для того, чтобы он засверкал, эту грань надо обточить. Но есть одна приятная мелочь: когда мы делаем что-то, к чему у нас есть предрасположенность, то это дается нам легко и с удовольствием, это занятие приносит нам радость и удовлетворение. Разве можно назвать словом «труд», где слышится сложность и превозмогание, или словом «работа», где слышится принуждение, то, что делает тебя счастливым, соединяет твое тело и душу. Ведь реализация наших способностей — это и есть наша самореализация в жизни, которую многие видят своей мечтой. А самореализация дает энергию, а не забирает ее, поэтому мы мечтаем заниматься «своим» делом, любимым делом, чтобы придать своей жизни объем, вкус и дополнительный смысл.

В словаре В. Даля читаем такое определение: «Талант — природный дар, дарование человека и способность к чему-либо». В этом определении Талант напрямую увязан с Даром, то есть подарком, «божественной искрой», которая дана человеку от природы, как некая безусловная удача. Но все ли люди, имея «природный дар» проявляют его в жизни, пользуются своей удачей, реализуют ее?

Думаю, у всех есть примеры знакомых, которые в детстве поражали тем, что рано начали читать книги или необыкновенно рисовали, писали стихи, были душой компании, придумывали необычные истории или игры, занимая весь двор. Однако далеко не каждый из них стал счастливым взрослым, сохранившим энергию своего дара, не каждому удалось его раскрыть до конца, воспользоваться своей удачей.

Все люди от рождения имеют ряд задатков, тех самых предрасположенностей, которые указывают нам путь к раскрытию наших способностей. Ребенок, обнаруживая занятие, которым ему интересно заниматься, готов посвящать ему большое количество времени, забывая обо всем другом, в том числе и о собственной усталости. В общем-то, усталости и не возникает, так как человек увлечен творчеством, захватывающим поиском — тем, что ему по-настоящему интересно, тем, что рождает в нем сильную эмоцию. При этом сейчас мы говорим о любом виде деятельности, а не только о сфере искусства, потому что человек способен подойти творчески к любому делу. Так вот это невероятное чувство радостного возбуждения, когда мы занимаемся тем, что нам нравится и у нас прекрасно получается — это и есть та путеводная нить, которую мы интуитивно нащупываем в процессе преобразования наших природных задатков в способности.

Способности, в свою очередь, требуют контекста — какой-то деятельности, в которой они могут быть проявлены и, что немаловажно, замечены! Другими словами, они требуют подходящей среды, в которой человек может развивать свои способности, пробуя разные виды деятельности и коммуникации, получая на это отклик, аналитику, в нужных моментах, поддержку и помощь. Когда ребенок растет, есть определенные возрастные периоды, в которые особенно активно развиваются те или иные его физические и умственные возможности. Если в эти моменты существуют какие-то ограничивающие средовые факторы, мешающие ребенку получить нужные знания, навыки, тепло и одобрение родителей, то в результате способности могут остаться в зачаточном состоянии, быть пропущенными.

«Часто приходится слышать такое рассуждение. В одной семье растут два ребенка; один проявляет явные способности к музыке, другой — нет. Значит, первый одарен “от природы”, другому от природы “не дано”— ведь условия воспитания одни и те же.

Это рассуждение слишком огрубляет действительное положение вещей. Нужно различать макро- и микроусловия развития, и только последние можно принимать всерьез. Может быть, в жизни первого ребенка музыка прозвучала в тот момент, когда он был особенно готов к восприятию ее, — и она произвела на него глубокое впечатление. А другому ребенку пели, когда он был отвлечен, утомлен или болен.

Роль первых «толчков» в развитии способностей, по-видимому, очень велика, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями.

Так, например, известно, что Чарли Чаплин впервые вышел на сцену в возрасте 5 лет. В тот день у его матери-актрисы сорвался голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Возник неприятный разговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Но тут директору пришла в голову мысль вывести на сцену мальчика, который был здесь же с матерью за кулисами. Раньше ему доводилось видеть, как маленький Чарли пел и танцевал, подражая ей. Сказав несколько слов публике, директор ушел, оставив мальчика одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему стали кидать деньги. Он воодушевился, и концерт продолжался с нарастающим успехом. В этот день Чарли испытал яркое эмоциональное потрясение; он понял, что сцена — его призвание». (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.)

Б.М. Теплов, основатель школы дифференциальной психологии, отмечал, что называть способности «врожденными» неверно, так как до своего рождения плод проходит довольно долгий путь внутриутробного развития и в это время на него также влияет среда, те особенности, которые присутствуют в жизни семьи и матери ребенка, сказываются на его индивидуальном развитии. «Мы не можем понимать способности как врожден­ные возможности индивида, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому су­ществу дела не могут быть врожденными. Врожден­ными могут быть лишь анатомо-физиологические осо­бенности, т.е. задатки, которые лежат в основе раз­вития способностей, сами же способности всегда явля­ются результатом развития». (Теплов Б.М., Способности и одаренность).

Значение окружения, в котором мы находимся, действительно велико, ведь способности могут не только быть получены по наследству и развиты, они могут быть сформированы благоприятной средой, учителем, родителем. Есть примеры учителей, которые предпочитают заниматься с учениками, в которых никто не видит никакого потенциала, выращивая при этом из них мастеров своего дела в разных профессиях, в том числе творческих. И есть даже примеры массового формирования способностей в связи со своеобразием культур. Ю.Б. Гиппенрейтер упоминает Вьетнам, в котором у 100% населения стопроцентный музыкальный слух, так как во вьетнамском языке смысловая часть речи передается с помощью тональностей.

Все упомянутые условия — семья, которая поддерживает и дает ресурс, учителя и наставники, которые видят наши способности, среда, которая способствует их развитию — все это помогает нам прийти к пониманию того, кто мы есть, осознанию своей ценности, особенности, действительной важности наших желаний, мечтаний, идей. Через эти условия реализуется важный момент самопознания — осознание своей индивидуальности, себя как личности, формируется картина мира.

Процесс самопознания — основополагающий в развитии человека, так как, формируя свое представление о себе, мы параллельно формируем свое представление о мире, свои ценностные установки, выстраиваем свои взаимоотношения с миром, что невозможно без его познания, без понимания того, как он устроен, без выработки своей системы ориентиров, с помощью которой становится возможным взаимодействовать с ним.

Осознание своей индивидуальности — ключ к тому, чтобы собрать свои способности в личные и особенные комбинации под названием «таланты» и реализовать их в типах деятельности, которые по-настоящему интересны. Понимание своей своебразности, ее ценности, помогает отсеивать те стереотипы, которые царят в обществе и часто мешают проявлять себя, чужие мысли, страхи и даже чужие мечты, которые могут нам навязывать близкие люди из добрых побуждений. Из добрых, но лишних.

Способности — это наш потенциал, который мы развиваем. А талант — индивидуальное сочетание общих способностей, таких как: память, воображение, скорость мысли и т.д., с ярко выраженными специальными способностями, например: литературными, музыкальными, коммуникативными, стратегическими и т.д., а также реализация этих способностей своим индивидуальным способом.

Слово «талант» греческое и изначально означало крупную меру веса и денежную единицу, считается, что его переносное значение, в котором мы его сейчас употребляем, пришло в европейскую традицию из евангельской притчи, в которой некий господин оставил своим слугам по таланту золота и надолго уехал. Один его зарыл, а другой пустил в дело и преумножил, отсюда же поговорка про то, что важно «не зарыть талант в землю».

Одна из главных проблем в том, что люди часто не замечают своих талантов. Им кажется, что если у них легко получается, к примеру, вычерчивать сложные детали или пространства, или делать это быстрее сверстников, или писать сочинения на любую тему, или решать химические уравнения, то это просто данность, и так смогут все, если уделят этому занятию чуть больше внимания и времени. Человек может упустить из виду то, что ему здорово удается, просто из-за того, что не считает это ценностью, так как на этом пути у него не возникает сложностей. Этот параметр заложен в нашей культуре. В стандартном школьном образовании почему-то уделяют больше внимания тому, что у ребенка не получается, нежели тому, что ему дается без труда и с удовольствием. В общественном сознании присутствует установка, что если ты отдаешь приоритет тому делу, на котором не встречаешь препятствий, ты идешь на поводу у собственной лени, предпочитаешь труду безделье, и что настоящее удовлетворение ты можешь получить только тогда, когда осилишь что-то по-настоящему сложное для себя. Да, осилив сложное, ты, конечно, получишь удовлетворение, однако добиться высоких результатов и при этом быть счастливым ты, скорее всего, сможешь лишь в том деле, которое изначально получается у тебя лучше всего.

Существует и вторая крайность, когда человек уверен в своем таланте, убежден, что он за счет него выкрутится из любой ситуации, всегда найдет себя в этой жизни, не уделяет должного внимания своему развитию и применению своих способностей и попусту растрачивает его, теряет его, «зарывает в землю». Наверняка все помнят «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина и, в частности, одну из них — про Моцарта и Сальери. Там Сальери сокрушается о том, что Моцарт не осознает своей исключительности, что ему, Сальери, пришлось отречься от всех забав и дел, несвязанных с музыкой, ради своей «любви к искусству», и к вожделенной славе он приходит через самоотверженный труд. А Моцарт — легко и играючи, большую часть времени праздно растрачивая и предаваясь развлечениям, создает вещи, открывающие новую вселенную в музыке:

«Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!»

Умышленно пропуская споры о правдивости этой исторической сплетни, обратим внимание только на то, что А.С. Пушкин выводит двух героев своего времени, одинаково известных композиторов, одному вменяя талант, а другому — гениальность. «Талант достигает цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть», — А. Шопенгауэр. Психологи определяют гениальность как высшую степень талантливости и одаренности, лежащую даже вне контекста развития. В соответствии с исследованиями гениальность на 80% зависит от врожденных факторов, то есть среда и воспитание играют намного меньшую роль в ее становлении, чем в случае с талантом, но не менее важную роль в том, чтобы гениальность нашла свое выражение в конструктивной форме, не стала болезненной страстью или деструктом, который разрушает обыденную сторону жизни человека.

Гении обладают высокой степенью дивергентности мышления, они видят мир более объемно, сложно и всесторонне, нежели остальные, часто их необычный взгляд ассоциируется с безумием, однако последние исследования показали, что такой связи нет. «Американский психолог К. Саймонтон, в свою очередь, отмечает тот факт, что среди гениев число психически больных не больше, чем среди остальной массы населения. Психические отклонения у великих творцов, по его наблюдениям, часто возникают вследствие неприятия их деятельности или их идей, т.е. являются не причиной, а следствием достигнутых выдающихся успехов». (Проблема взаимосвязи гениальности и безумия в современной науке. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Шалаева Марина Владиславовна. Вестник Томского государственного университета. 2007). Следовательно, гениальность также нуждается в поддержке, принятии, помощи и ресурсах со стороны общества. Растения, растущие в неблагоприятных условиях и вопреки окружающему миру, часто мощные и сильные, но редко пышно цветут.

«Итак, можно быть уверенным в том, что частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов почти одинакова у всех народностей и народов. Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках), определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100 000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран». (Генетика гениальности. В.П. Эфроимсон. 2002).

Эта статья является частью книги SELFbook, главы «Смыслы». Более подробная информация в конце статьи. SELFbook — это первая в мире книга, которую пишут читатели. Чтобы узнать подробнее и подключиться к проекту, присоединяйтесь к нашему сообществу.

На основе книги создана программа устойчивого развития Человека 3.0 — SELF Accelerator. Вы можете подключиться к ней по ссылке.

Автор статьи:

Мария Врубель